Просмотров 603

Важно также отметить, что предоставление свободы отдельному индивиду может иметь и обратный эффект, поскольку всегда существует опасность ее использования во вред обществу, опасность безнравственного поведения. Однако общество сознательно идет на это, приучая людей с детства к нравственному поведению, иначе рискует вернуться к доисторическим формам социальной регуляции. В особо опасных случаях безнравственной деятельности общество лишает свободы таких индивидов, ограничивает для них социальные коммуникации, границы социального пространства и времени, лишает незаконно приобретенных материальных ценностей, а в чрезвычайных обстоятельствах дело может доходить до физического устранения тех индивидов, которые чрезмерно нарушают границы нравственных и правовых норм.

Подлинно нравственная свобода нужна для творческого осознания и поиска индивидом одобряемых обществом адекватных форм и способов разрешения нравственных конфликтов. Социальное одобрение в психике индивида представлено в форме осознания нравственной ответственности индивида перед самим собой и обществом. Нравственная ответственность, по сути дела, представляет собой эмоционально переживаемый индивидом общественный интерес, требования общества, ставшие собственным нравственным требованием индивида. Нравственная ответственность защищает интересы других людей, общества в целом от эгоистических побуждений самого индивида. Нравственно вменяемый и нравственно ответственный человек ставит общественные интересы выше личных, испытывает нравственное неудовольствие, страдание при виде нарушения общественных интересов. И напротив, нравственно безответственный человек в первую очередь стремится к удовлетворению своих эгоистических интересов, в ущерб интересам других людей и общества, не испытывает неудовольствия при нарушении нравственных норм и нравственных требований общества к индивиду.

Механизм нравственной ответственности предполагает нравственное самосознание, самостоятельный контроль человека за своим поведением. В этом самоконтроле субъективным критерием нравственного поведения выступают представления индивида о должной мере справедливости в размежевании интересов. Чувство нравственного долга принуждает к соблюдению нравственной нормы вопреки личному интересу. Выполнение нравственного долга опирается на внутреннее ощущение справедливости и свидетельствует о наличии нравственной ответственности у индивида.

Нравственная ответственность необходима еще и потому, что в отличие от ригоризма ритуала и обычая свобода в нравственности нацелена на творческий поиск адекватной нравственной нормы – формы и меры самопожертвования индивидом собственным интересом в пользу общественного интереса, а значит, она бескорыстна и не нуждается в материальной поддержке (или выгоде), которая есть, например, в политике или экономике. Бескорыстная нравственная свобода является необходимым условием самореализации морального закона, нравственного человекотворчества, возвышения индивида над природным эгоизмом и формирования у него способности двигаться «по-человечески», то есть способности жить по законам интересов чужого тела, относиться к другим людям и их интересам как к цели, а не средству. В этом бескорыстном служении другим людям, обществу как раз и состоит подлинный смысл нравственного интереса индивида. Поэтому нравственная свобода нуждается в собственно человеческой, а не материально-экономической форме подкрепления. Такой гуманитарной формой поддержки в сфере морали является моральное одобрение, похвала, общественное признание справедливости нравственного поведения индивида, доставляющее индивиду нравственное удовольствие от совершенного нравственного поступка.

08 Мар 2023 в 20:34. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв