Просмотров 47

Для философии культуры появление концепта «диалога» в структуре ее теоретического аппарата обусловлено необходимостью учета культурного и мировоззренческого плюрализма современного социума, в результате которого претензия любой культурной нормы и ценности на всеобщий императивный статус становится глубоко проблематичной. Впрочем, это не означает, что такой статус окончательно утрачен – но теперь он становится опосредованным конкретно-диалогическим взаимодействием личностей, которые попадают в ситуацию культурного конфликта. Концепт диалога фиксирует новую форму бытия культурного сознания, поскольку оно потеряло априорный характер и проблематизировалось. Поэтому применение «диалогического принципа» соответствует новейшему модусу бытия культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бардина, Н. В. Языковая гармонизация сознания: монография / Н. В. Бардина. – Одесса: Астропринт, 1997. – 271 c.
  2. Валюсинская, З. В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов / З. В. Валюсинская // Синтаксис текста / под ред. Г. А. Золотовой. – М.: Наука, 1979. – С. 302–324.
  3. Гусев, С. С. Проблема понимания в философии / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. – М.: Политиздат, 1986. – 192 с.
  4. Доброхотов, А. Л. Логос / А. Л. Доброхотов // Избранное. – М.: Территория будущего, 2008. – С. 421–425.
  5. Каган, М. И. Герман Коген. «Религия разума из источников иудейства» (Конспект) / М. И. Каган // О ходе истории. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 47–59.
  6. Логос // Європейський словник філософій: Лексикон неперекладностей. Т. 2 : пер. з фр. – К.: Дух і літера, 2011. – С. 243–244.
  7. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1963. – Т. I. – 583 с.
  8. Малахов, В. А. Етика спілкування: курс лекцій / В. А. Малахов. – К.: Либідь, 2001. – 384 с.
  9. Марсель, Г. Homo viator / Г. Марсель; пер. з фр. В. Ю. Быстров. – К.: Пульсари, 1999. – 318 с.
  10. Омельянчик, В. И. Диалогическая традиция в логике / В. И. Омелянчик // Рациональность, рассуждение, коммуникация: сборник научных трудов / отв. ред. А. Т. Ишмуратов. – К.: Наукова думка, 1987. – С. 58–71.
  11. Пролеєв, С. Екзистенційна критика культури / С. Пролеєв // Філософсько-антропологічні читання’98. – К.: Стилос, 1999. – С. 88–109.
  12. Феллер, М. В. К вопросу об истолковании греческого λόγος / М. В. Феллер // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. I. – 2012. – Т. 13. – С. 47–50.
  13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / ред. А. В. Лебедев. – М.: Наука, 1989. – 576 c.
  14. Яннарас, Х. Варіації на тему Пісні Пісень / Х.Яннарас. – К.: Дух і Літера, 1999. – 128 с.
  15. Bauman, Z. Conversations with Zygmunt Bauman / Z. Bauman and Keith Tester. – Cambridge: Polity Press, 2001. – 234 p.
  16. Rosenzweig, F. The new thinking / F. Rosenzweig // Understanding the Sick and the Healthy / ed. By Naum Glatzer. – Harvard Univ. Press, 1999. – P. 191–
  17. Yaron, K. Martin Buber / K. Yaron // Prospects: the quarterly review of comparative education. – Paris, UNESCO: International Bureau of Education, 1993. – Vol. XXIII, No. 1/2. – P.135–154.

 

Даренский В. Ю. Категориальные определения диалогического сознания

Статья посвящена исследованию базового смысла понятия «диалог» через его «археологию», то есть изначальное употребление его в философии, и через внутреннюю форму этого слова, раскрывающуюся через его этимологию. Этот смысловой «слой» составляет «архетипы» диалогического сознания. Первый из них состоит в понимании диалога как опосредования всех частных смыслов «космическим логосом»; второй – в имплицитном опосредовании всех частных смыслов отсылкой к «абсолютному Третьему» (абсолютному Субъекту). Диалог рассматривается как не-информационный уровень коммуникации, который обычно редуцируется при анализе коммуникативных процессов. Этот уровень внутрисубъектных процессов, возникающих в ходе коммуникации, обозначается понятием «диалог» и исследуется «философией диалога». В статье кратко сформулированы общие принципы понимания диалога как процесса внутрисубъектных трансформаций.

Ключевые слова: диалог, сознание, архетипы, логос, субъект, культура.

 

Darensky V. Yu. Categorical Definitions of Dialogical Consciousness

The article is devoted to the study of the basic meaning of the concept of dialogue through its “archeology”, that is, its original use in philosophy, and through the internal form of this word, revealed through its etymology. This semantic “layer” is the “archetypes” of dialogic consciousness. The first of them consists in understanding the dialogue as the mediation of all particular meanings by the “cosmic logos”; the second – in the implicit mediation of all particular meanings by reference to the “absolute Third” (absolute Subject). The article deals with the non-informational level of communication, which is usually reduced in the analysis of communication processes. This level of intra-subject processes that arise in the course of communication is designated by the concept of “dialogue” and is studied by the “philosophy of dialogue”. The article summarizes the general principles of understanding dialogue as a process of intra-subject transformations.

Key words: dialogue, consciousness, archetypes, logos, subject, culture.

12 Июл 2021 в 13:14. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв