Просмотров 665

Само материалистическое мировоззрение имеет глубокие корни в сознании человека. Человек по своей природе смертен и нуждается в своей жизни в каких-то точках опоры. Взгляд в бездну небытия порождает в его душе безотчетный страх, а мысли о неизбежности собственной смерти у морально неподготовленных к этому людей парализуют мышление и активную деятельность. Такая экзистенциальная ситуация тяжело переносится обыденным сознанием человека, поскольку оно не представляет, как её можно переломить в свою пользу или хотя бы как из неё выйти с наименьшими потерями. Материализм как «научный» миф дает человеку возможность «обратного» выхода из царства свободы, понимаемого Ж. П. Сартром как тяжелое бремя, которое вынужден нести на себе человек, поскольку он личность, в царство необходимости. Материализм уводит человека от «проклятых вопросов», от «достоевщины» и приводит его к осознанию погруженности человека в свою эпоху, зависимости его от земного мира и земных дел. Современный человек бежит прочь от бесконечного и вечного, «большого и чуждого» мира, несущего ему угрозу, от свободы, как говорит Э. Фромм, к чему-то определенному, конкретному, ограниченному во времени и пространстве. Материалистическое мировоззрение порождает в сознании человека иллюзию психологической защищенности от смерти. Недаром основоположник материализма Демокрит именовался «смеющимся».

Если религиозная философия предполагает открытость человеческой души бесконечному и вечному, то материализм, наоборот, стремится «зациклить» человеческое сознание на конечном существовании. Материализм ставит во главу угла тот момент времени, который человек непосредственно проживает «здесь и сейчас», заостряет внимание на существующей в данный период времени ситуации, способствует погруженности сознания человека в свою эпоху. С позиции материализма человек должен решать, в первую очередь, конкретные задачи, продиктованные ему повседневным существованием, и не слишком задумываться над смыслом жизни и другими «проклятыми вопросами». Человеку не следует особенно задумываться над последствиями своих решений. Поэтому такое мировоззрение предоставляет ему моральное право на ложь. Еще в 60-х годах ХХ столетия советские лидеры с уверенностью говорили своему народу о том, что уже к 1980 году будет построен коммунизм, понимая, что никто в те годы не мог проверить справедливость этих слов. Таким образом, момент «дурной веры» политиков нередко превалировал над сугубо рациональными рассуждениями философов данного направления.

01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв