Просмотров 667

Распространение иррационалистической философии жизни и исходящего из неё экзистенциализма породило в ХХ веке своеобразный протест со стороны мыслителей рационалистического направления. В противовес иррационализму был выдвинут тезис о том, что для того, чтобы «спасти» философию, ей необходимо вернуть статус «строгой науки». Сама попытка вернуть философии этот статус была вызвана ощущением утраты ею специфики своего предмета и являлась одним из маркеров глубокого мировоззренческого кризиса, охватившего человечество в минувшем столетии.

Такая попытка возвращения философии статуса «строгой науки» наиболее последовательно предпринимается со стороны, по крайней мере, трех направлений: позитивизма, феноменологии и марксизма. Как уже отмечалось ранее, позитивистская попытка создания из философии строго науки оборачивается глобальной критикой метафизики, разрушением её структуры и разделением философии на отдельные «позитивные» науки. В рамках феноменологических исследований Э. Гуссерля была предпринята попытка вынесения за скобки всех субъективных мнений с целью того, чтобы обнаружить «чистое сознание», освобождённое от субъективизма и психологизма. Эта попытка также не увенчалась успехом, поскольку феноменология признала главной истиной то, что «всякое сознание есть сознание какой-либо вещи». Всякое сознание изначально интенционально и интерсубъективно, следовательно, никакого абсолютно «чистого сознания», полностью свободного от своего объекта, нет и быть не может. Дальнейший путь феноменологии заключался в том, что она разработала методологию исследования «жизненного мира», которая послужила последующему развитию всё той же иррационалистической философии экзистенциализма.

Принципиально иная позиция относительно выхода из кризиса философского мировоззрения была обозначена в русской религиозной философии конца ХIХ века. Так же как и К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», В. С. Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» констатировал: «Философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего» [1, с. 5]. Однако в отличие от западноевропейских мыслителей русские философы стремились создать универсальное синтетическое религиозно-философское знание. Такое знание по содержанию должно было принципиально отличаться от рационально-схоластической религиозной мысли западноевропейского средневековья. Такая религиозная философия, по мнению её основателей, должна была стать практической философией, представляющей собой морально-нравственное учение, основанное на традиционной православной вере и утверждающее собой власть святынь – агиократию.

01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв