Просмотров 665

Дальнейший кризис философского мировоззрения несет в себе опасность того, что современное человечество имеет опасную тенденцию превращения в человека-массу. Если такая парадигма бездуховного мышления и существования человечества сохранит свое доминирование на сколь-нибудь длительное время, человечество может прийти к деградации в нравственном и культурном отношении. О подобной опасности для человечества предупреждает Х. Ортега-и-Гассет: «Если этот тип человека-массы будет продолжать господствовать в Европе и решать её судьбы, достаточно 30 лет, чтобы наш континент вернулся к варварству»  [9, с. 169].

Особенность духовной ситуации современной эпохи состоит в том, что в ней произошла фундаментальная замена сакральных ценностей на политические и экономические ценности, которые относятся преимущественно к сфере профанного. Поэтому многие бизнесмены и политики, ратующие на словах за благо народа, стремятся из его бед и пороков извлечь для себя как можно большую экономическую и политическую выгоду. Их мышление, как правило, сугубо прагматично, утилитарно и материалистично. А представления о моральных ценностях у них чаще всего не поднимаются выше моральных установок и этикета, принятого в «высшем свете». Они часто не способны «отделять зерна от плевел». Не имея в себе глубокого и прочного нравственного чувства, подобные деятели склонны к многочисленным заблуждениям и вводят в заблуждение всех остальных.

Существование материи во времени и пространстве и бесконечность Духа, выходящего за пределы этих измерений, – вот исходные моменты духовной драмы, пережитой с особенной остротой в ушедшем столетии. В XXI век человечество вступает с мыслью о том, что большая часть представлений, на основе которых люди строили свою жизнь в прежние эпохи, представляют собой иллюзии и предрассудки. К числу таких иллюзий причисляется уже не только религия, мистика, но и «миф материализма», «здравый смысл». Человечество, поддавшись в ХХ веке соблазну материалистического видения мира, постепенно приходит к выводу о том, что такое видение не затрагивает глубинные смыслы бытия. Оно способно давать ответы лишь на конкретные вопросы, относящиеся преимущественно к естественнонаучному познанию мира. В этом оно подобно «здравому смыслу». Глобальные же проблемы «человеческого бытия» в рамках исключительно материалистического видения мира, видимо, невозможно не только осмыслить, но и представить во всей полноте, сложности и многообразии.

Выход из мировоззренческого тупика представляется возможным не в отвержении материалистического мировоззрения как такового. Как уже было сказано ранее, оно имеет глубокие корни в человеческой природе. Необходимо осмысление всех наиболее трудных и парадоксальных мест этого мировоззрения, а также всей истории человечества последнего столетия до логического предела и, в конечном счете, включение материалистического мировоззрения как одного из важных моментов духовной деятельности человечества в более широкую мировоззренческую систему.

01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв