Просмотров 665
Русская религиозная философия пытается на исходе ХІХ столетия вдохнуть новую жизнь в православную религию и культуру. Эти попытки наглядно представлены в трудах В. С. Соловьёва, Н. О. Лосского,
С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Л. Франка и др. Русские религиозные мыслители опираются в своих произведениях на нравственные поиски Н. В. Гоголя,
Ф. М. Достоевского, а также представителей славянофильского направления в русской общественной мысли первой половины ХІХ века.
Другим ответвлением русской мысли явился русский космизм, претендующий на глобальное преобразование пространства и времени на основе синтеза отдельных элементов научного мировоззрения и элементов мистицизма. Примерами подобного мировоззрения являлись теории и прозрения Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского.
Русская философия как оригинальное направление мировой философской мысли заявила о себе только во второй половине ХІХ века, довольно поздно, по сравнению с философской мыслью других европейских стран. Тем не менее эта оригинальная философия, основанная на началах православия, является уникальным достоянием всей постклассической философии. Появление философии в России во второй половине ХХ века не случайно, поскольку именно в этот исторический период не только в западноевропейской, но и в русской культуре начинает ощущаться острый дефицит сакрального. Сакральное в русской религиозной мысли уже не столько принимается на веру, сколько нуждается в рационалистическом обосновании. В ХІХ веке авторитет религиозной веры постепенно ослабевает, и благодатный образ жизни встречается достаточно редко, по сравнению с прошлыми эпохами в истории человеческого духа. Вследствие дефицита сакрального в строго религиозном его понимании в русской философии начинается религиозно-философский поиск сакральных ценностей.
Философская мысль Западной Европы уже несколько веков назад прошла этот этап. Таковым в развитии мировоззрения для нее была средневековая схоластика, в которой философия обрела статус «служанки богословия». Однако задачи русской религиозной философии, в сравнении со средневековой европейской схоластикой, были значительно шире. Русская философская мысль конца ХІХ – начала ХХ в. не только пытается обосновать религиозные догматы доводами разума, как это пытались в свое время сделать схоласты Западной Европы в ХІІ – ХІІІ вв. Эта мысль, оттолкнувшись от православной веры и религиозных представлений о человеке, используя построения классической диалектики Г. В. Ф. Гегеля и Ф. В. Шеллинга, стремится выработать полноценную нравственную философию. Тем самым она стремится спасти не только свою традиционную культуру, основанную на православии, от грядущего разрушения, грядущего «хама», но и культуру Запада, плачевное состояние которой образно передал О. Шпенглер в самом названии своей главной книги «Закат Европы». Русские религиозные мыслители предчувствовали, что западная философия пойдет именно в таком направлении. И они попытались найти выход из подобного тупикового движения, во многом предвосхитив грядущую смену парадигмы философского мышления.
01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.