Просмотров 665
Однако, поскольку отошедшая от своих религиозных корней европейская цивилизация осознает существенный дефицит сакрального, в этот же период предпринимается попытка трансформации отдельных элементов постклассической философии в некое неорелигиозное учение. Такой духовный поиск западноевропейского сознания ХІХ века идет по нескольким основным направлениям. Мыслителями этого времени предпринимаются многочисленные попытки формирования новой религии, основанной как на рациональных, так и на иррациональных началах. К числу подобных «неорелигий» относятся, в частности, «позитивистская религия» О. Конта, религия человека Л. Фейербаха, религия сверхчеловека Ф. Ницше, толстовство, по-своему интерпретирующее Священное Писание. Все эти неорелигиозные учения претендуют на то, чтобы дать человечеству своего рода «Новое Евангелие», указать путь к счастью или что-либо подобное. Отдельную группу среди подобных учений составляют те, которые изначально заявляют о том, что они базируются исключительно на основе науки. К их числу относится, в частности, «научный коммунизм», основанный на базе политико-экономического и философского учения К. Маркса и Ф. Энгельса, превращенного «из руководства действием» в квазирелигиозную догму.
Кризис философского мировоззрения в современном мире проявляется также в том, что на исходе тысячелетия человечество наконец-то осознало, что во многом неадекватно понимает, что же представляет собой Космос и какое место в нем занимает человек. Это осознание вызвало к жизни многочисленные теософские, антропософские и историософские учения, наподобие учений Е. Блаватской, А. Безант, Дж. Кришнамурти, Н. и Е. Рерихов, Р. Штейнера и др. Эти «духовные учителя» пытались, каждый на свой лад, эклектично объединить в рамках одного учения истины, свойственные различным по своему характеру и происхождению, религиозным и философским системам. Результатом подобного духовного поиска должно быть, как считали многие из основоположников подобных учений, создание синтетического религиозно-философского учения и приспособление его к современному научно-материалистическому мировоззрению. Однако подобная попытка выйти из мировоззренческого тупика не увенчалась успехом по многим причинам. Принцип «Нет религии выше истины», положенный в основу подобных учений, не оправдал себя. Теософами были созданы эклектичные, нередко «не честные» в интеллектуальном отношении, квазирелигиозные по своему характеру учения, которые не выдержали серьезной проверки временем. Эзотерическое знание, доступное лишь посвященным, было не верифицируемо и требовало изначального признания авторитета, заложенного в субъективном религиозном опыте отдельных лиц. Оно несло двусмысленность, исходящую из его сомнительного происхождения. В то же время обращение большинства теософов к религиозным учениям Востока свидетельствовало о том, что в рамках сциентистского мировоззрения западный «цивилизованный мир» уже не находит надлежащих ответов на возникающие вопросы. Обращение к подобным учениям свидетельствовало также о значительном, до сих пор не растраченном сакральном потенциале культур и религий стран Востока.
01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.