Просмотров 665
Как уже было отмечено ранее, возможности классической философской мысли в процессе познания мира были взяты под сомнение ещё во второй половине ХІХ века. То, что сама философская мысль ставила под сомнение дальнейшее существование философии как особого рода знания, в истории западной философии уже случалось. Христианская религия в лице таких её апологетов, как Тертуллиан, подвергла сомнению необходимость дальнейшего существования античной философской традиции. Это свидетельствует о довольно сложном характере отношений между философией и религией на заре христианской эры. Говоря об особенностях религии в сравнении с философией, В. С. Соловьев замечает следующее: «Отдельному лицу, как таковому, принадлежит более страдательное значение, поскольку, во-первых, объективным источником религии признается не зависящее от человека внешнее откровение и поскольку, во-вторых, субъективным основанием религии является вера народных масс, определяемая общим преданием, а не исследованием личного разума» [1, с. 6]. Из этого следует, что преобразующие мир, коллективные, практические цели свойственны философии как отвлеченному, абстрактному знанию в гораздо меньшей степени, чем религии. Сходную мысль можно высказать и относительно каждой конкретной науки в её сравнении с философией. Ведь для решения сугубо практических, повседневных, насущных проблем философия, как дело личного разума, гораздо менее пригодна, чем конкретная наука, которая опирается на объективные закономерности, свойственные окружающему нас миру. О непригодности философии для решения конкретных, практических задач свидетельствует пословица, в которой говорится о том, что если торговец серьёзно займётся философией, то вскоре обязательно разорится.
Таким образом, религия, с одной стороны, и наука, с другой, гораздо более приспособлены для решения конкретных задач деятельности человечества, нежели философия. Последняя, полностью разорвавшая связи с религией, в значительной степени утрачивает свою онтологическую значимость. Она становится частным делом того или иного мыслителя, представляет некую совокупность высказанных им идей, вовсе не обязательных для всех и каждого. Иное дело – религия и даже политическая идеология. Она существует, по крайней мере, для всех тех, кто её исповедует.
01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.