Просмотров 665
Всю культуру человечества можно условно разделить на культуру Духа, культуру души и культуру плоти. Религиозная культура исходит из понимания того, что истинной родиной Духа является «сердце человеческое». Для большинства ведущих направлений культуры ХХ века характерно явное преобладание плотского, животного начала над Духом. Это выражается, прежде всего, в характере доминирующих научных и философских теорий, в частности теории психоанализа З. Фрейда, претендующей на философское осмысление природы, культуры и человека с биологических позиций. Культура, согласно мировоззрению З. Фрейда и его последователей, редуцируется до уровня инстинктивной деятельности человека.
К. Г. Юнг, в аналитической психологии которого предпринята попытка осуществить прорыв в сферу Духа, дал вполне обоснованную критику позиции З. Фрейда: «Стоило проступить в каком-либо человеке или художественном произведении отблеску духовности, как Фрейд ставил его под подозрение и усматривал в нем вытесненную сексуальность… Если продумать логически его гипотезу до конца, это будет уничтожающим приговором над культурой. Культура окажется пустым фарсом, болезненным результатом вытесненной сексуальности» [4, с. 601].
Философия жизни и экзистенциализм утверждают свои положения в афористической форме, мало заботясь об их доказательстве. Согласно философии атеистического экзистенциализма, достигнув своего наивысшего напряжения, человеческая душа, утратившая способность к общению с Богом, ощущает лишь одиночество и пустоту. В произведениях многих авторов ХХ века конечная, бренная, лишенная божественной благодати человеческая душа ведет «немой» диалог с мертвым «царством камней» и опустевшим безмолвным небом. Человек ХХ века, лишенный какой-либо внутренней опоры и в Боге, и в самом себе, ощущает глубокую душевную драму, внутреннюю раздвоенность. А. Камю подчеркивает, что хотя ни сам человек, ни мир, окружающий его, сами по себе не содержат абсурда, абсурд возникает как результат их взаимного диалога [5, с. 39]. То же можно сказать и о взаимоотношениях людей друг с другом. «Другой» человек выступает для человеческого сознания как совершенно чуждый и потенциально опасный объект. Изображая в своих пьесах отношения между людьми как отношения между палачом и жертвой, Ж. П. Сартр делает вывод о том, что настоящий «ад – это другие» [6, с. 612]. Человеческое сознание, взыскующее по своей природе смысла бытия, не находит ответа на поставленный вопрос. При отсутствии в человеке духовного измерения происходит «овеществление» его души. Ощущение абсурдности жизни характерно для многих «властителей умов» ХХ века. В словах одного из наиболее ярких представителей философии экзистенциализма Ж. П. Сартра выражено ощущение бессмысленности человеческой жизни: «Абсурдно, что мы родимся, абсурдно, что мы умираем».
01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.