Просмотров 665

Вся последующая за немецкой классикой философия уже не рассматривала Разум как абсолютный и «чистый». То же касается и авторитета, поскольку сам Бог как Абсолют был постклассической философией отвергнут. Новые авторитеты не находятся уже не только в сфере религии, но нередко даже в сфере рассудка. Авторитетами для человечества становятся конкретные мыслители. К числу властителей умов человечества на рубеже ХІХ – ХХ веков относятся К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд и др. В результате появления такого большого числа авторитетов, стремящихся занять в сознании значительной части людей место божества, возникли «новые» философские мифы, лишенные сакрального смысла, но по-прежнему претендующие на абсолютную значимость. Частная идея, возведенная в абсолют, превращается в кажущуюся антитезу Абсолютной идее Бога, которую провозглашает всякая религиозная философия.

Среди учений, радикальным образом повлиявших на всю духовную ситуацию ХХ века, наиболее значимыми являются марксизм, фрейдизм,  философия жизни и экзистенциализм.

Что касается философии марксизма, то она была провозглашена в странах социализма единственно научной философией современности. Эта абсолютизация одного из философских направлений привела к тому, что марксизм фактически превратился в квазирелигиозное учение, по крайней мере в социалистических странах.

Марксистская философия стремится к активному преобразованию мира, а не только к теоретическому осмыслению его. Об исчерпанности философской классики говорит К. Маркс в ХІ тезисе о Л. Фейербахе: «Философы всех существующих эпох лишь объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3, с. 3].

Основные положения наиболее концептуально оформленного материалистического учения – диалектического и исторического материализма – были изрядно поколеблены после развала системы социализма в Восточной Европе и СССР в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Однако и в современный период истории материалистическое мировоззрение представляет собой одно из важнейших направлений развития общественной мысли. Это определяется как раз тем, что материализм всегда был тесно связан с естественнонаучным видением мира. Поскольку именно научное мировоззрение продолжает доминировать в современном мире, материализм как учение, имеющее глубокую метафизическую основу именно в науке, будет оставаться на плаву ещё долгое время и представлять серьёзную альтернативу постмодерну, стремящемуся расправиться с метафизикой полностью и окончательно. Многие западноевропейские мыслители, в частности Ю. Хабермас, Э. Фромм и др., относились к нему как к нормальной исследовательской тенденции.

01 Дек 2015 в 13:45. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв