Просмотров 98

Ответить на вопрос о процессе «банализации» в российской государственности можно словами великого русского мыслителя И. А. Ильина: «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен и не искусственный слаженный „механизм” областей, но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национальными младшими братьями духовным взаимопониманием; он есть государственное и стратегическое единство, показавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия» [Цит. по: 13, с. 186].

Как уже говорилось выше, государство начинается с культуры. Носителем этой культуры является гражданин. Его нравственное становление выступает основополагающим фактором в развитии культуры нации и, соответственно, государства. Данное направление развития российской государственности является формирующей основой русской идеи. Русская идея – совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Так, В. С. Соловьев писал: «Сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты» [Цит. по: 3, с. 7].

Именно «русская идея», ее понимание каждым отдельным представителем – гражданином является путеводной звездой в сохранении и культурно-нравственной идентичности россиян. Именно идентичность позволяет создать благоприятные условия для формирования нравственных компетенций гражданина, которые базируются на справедливости, честности, позволяют выстроить взаимозависимость с социальной гармонией и ролью культурной социализации в обществе. Возможные последствия, при сформированных нравственных компетенциях у большей части россиян, очень разнообразны. На уровне индивида уже сегодня наблюдается склонность к переменам в собственной идентичности с государством. Она проявляется главным образом в сознательной социально-общественной ответственности большей части граждан Российской Федерации [7, с. 71].

Поэтому по своей сути «русская идея» – это образ России будущего, который включает в себя специфические черты русской культуры, нравственный облик русской нации, смысл русской истории и, как правило, уникальную миссию России во всеобщей истории человечества. Ведь в отличие от прозападного вектора отношения к истории, который заключается в искажении прошлого под удобные реалии настоящего, в России отношение к истории строится с позиции его сохранения.

Даже несмотря на новое веяние толерантности среди населения планеты, основанное на либерализме, которое заставляет на политическом уровне переписывать историю и искажать факты, Россия выступает как некий «ковчег истории», где даже под внешним давлением сохраняют историю в ее настоящей интерпретации [14, с. 8].

Однако история не постоянная величина и нередко напрямую зависит от правящей элиты, которая юридическим путем может изменить ее под выгодный для себя курс [17, с. 59]. Таким образом, возникает вопрос: на основании чего выстраивать процесс нравственного становления личности так, чтобы этот процесс был стабилен в любой политической ситуации?

Ответом является культура, выступающая тем ценностным мерилом, благодаря которому человек отождествляет себя с конкретной нацией, государством [19, с. 85]. Да, культура тоже нестабильна, на нее могут влиять политические институты, ее могут попросту уничтожить, но даже в самые темные времена культура всегда выживала. Благодаря ей мы многое знаем даже о древних народах, которые были полностью уничтожены. Историки на ее основе строят гипотезы и предположения, но все они базируются именно на изучаемой культуре.

09 Апр 2022 в 23:37. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв