Просмотров 86

Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана в первую очередь воспитывать носителя своеобразного национального и культурного типа, представителя своей нации и страны, укорененного в ее истории, вере и культуре, поддерживать в народе верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения. Школа должна пробуждать интерес учащегося не только к прошлому, но к настоящему и будущему нации, не только к истории и литературе, но и к географическому пространству, к технике и национальной научной традиции. Необходимо также формировать представление о природном и культурном разнообразии мира, ориентацию в мировом цивилизационном окружении [12, с. 194–195].

Образование не может и не должно быть функцией от экономики, главной целью обучения в итоге является эффективный интеллектуальный и нравственный рост учеников и формирование просвещенной нации. Мы полагаем, что главной целью обучения в итоге становится эффективный интеллектуальный и нравственный рост учеников и формирование просвещенной нации [3, с. 197]. Именно образование на всех своих уровнях (общем, высшем, профессиональном) призвано формировать нравственный и интеллектуальный уровень будущего гражданина и государства в целом.

Формируемые у обучающихся нравственные ценности призваны объединять общественные цели с личностным пониманием, которые в дальнейшем служат критерием отбора и обоснованием собственных действий во всех сферах общественной жизни. Нравственное развитие обучающегося основывается на социально-моральной интуиции и на социально-моральной оценке самого себя. Это развитие формирует у него стабильные мотивационные динамические убеждения, лежащие в основе моральных решений и поведения в обществе.

С точки зрения утопической теории нравственное развитие предполагает, что проявление человеком сострадания и рассуждения подчиняет его индивидуальные интересы интересам других людей [8, с. 16]. В современном же мире, при правильном подходе к нравственному развитию, оно приобретает форму просоциальной мотивации, в которой нравственные ценности будут концептуализированы как просоциальные ценности, мотивирующие добровольное поведение человека, которое направлено на улучшение или стабилизацию благосостояния отдельных лиц или социальных групп, например, путем оказания поддержки. Основой для просоциального поведения, сотрудничества и справедливости является сосредоточенность каждого человека на межличностных отношениях и общих целях всех членов общества, а в глобальном масштабе – государства в целом.

В этом направлении в образовательном процессе у обучающихся должно формироваться культурное мышление. Его развитие происходит на основе универсальных закономерностей поведения человека в обществе, которые можно рассматривать как основу морали и нравственного поведения гражданина. В процессе обучения спонтанное поведение помощи и сотрудничества обучающегося переходит в универсальное нравственное поведение. Спонтанное просоциальное поведение меняется на более дифференцированное, обдуманное поведение, которое усиливается и стабилизируется в его дальнейшем нравственном развитии; в конечной форме оно становится просоциальным поведением, что несет нравственную пользу обществу и государству.

По своей сути просоциальное поведение многомерно, оно может быть адаптивным или основываться на твердом убеждении. Когнитивные, эмоциональные и социальные процессы способствуют развитию просоциального поведения, опираясь на оценку ситуации, отношений с индивидом, с которым вступил в коммуникацию человек, и с самим собой. Осознание потребности человека, с которым вступили в коммуникацию, запускает эмоциональные процессы сопереживания или дистресса, что приводит к просоциальному поведению. В таком формате взаимоотношений проявляются нравственные ценности, базирующиеся на культурно-духовных основах поведения. В этой ситуации есть два формата поведения: откликнуться на потребность человека или нет. В зависимости от ситуации нравственная мера может меняться от положительного ответа до отрицательного, базируясь на одних и тех же ценностях. Суть образования в данном контексте именно в формировании базовых основ понимания культуры государства, которая сформирует нравственность будущего гражданина, и затем он уже самостоятельно будет ее проявлять в различных жизненных ситуациях [11, с. 123]. Поэтому можно утверждать, что главная цель культуры образования – привнести нравственность в общество для увеличения его благополучия.

09 Апр 2022 в 23:37. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв