Просмотров 756

УДК 130.2

А. П. Воеводин

Теоретическое осознание факта одновременного сосуществования множества различных равноправных этносов и культур имело драматические последствия для классической философской антропологии и эпистемологии. Непредубежденному наблюдателю стал очевидным крах парадигмы европоцентристского вектора развития человечества и культуры как единственного критерия отнесения людей и народов к числу культурных или некультурных. Оказалось, что каждая культура репрезентирует собственную инаковость человеческого существования, отличный от иных культур способ созидания, осознания, воспроизводства и трансляции человеком самого себя.

Обнаружение множественности культурно-антропологических форм «человечности» и принципиальной несводимости лежащих в их основе ментальностей, эпистемологических и практических типов рациональностей чрезвычайно обострило проблему выявления субстанциальных оснований человеческой экзистенции. Вместе с констатацией в эпистемологии факта «смерти субъекта» произошли и радикальные трансформации антропологического дискурса. Такие концепты классической антропологии, как «субъект», «сущность», «субстанция», оказались отодвинутыми на периферию философско-антропологического знания. С ошеломляющей интенсивностью стали появляться все новые и новые концептуальные попытки построения универсальной теории человека, а с ними в теоретический оборот стали втягиваться и новые теоретические конструкты, вроде таких, как «антропологические проявления», «антропологические границы», «телесность», «публичность», «перформация», «ритуал» [2; 9].

Современная философская антропология находится на острие противоречия двух взаимоисключающих тенденций, в силу чего испытывает настоятельную потребность в теоретическом обобщении неклассического типа. С одной стороны, необходимо констатировать доминирование тезиса о принципиальной множественности антропологических миров и культур, а с другой – всеми ощущается необходимость теоретического обобщения имеющихся знаний о человеке и создания нового антропологического дискурса, без которого вряд ли возможна консолидация философской антропологии как научной дисциплины, ибо без теоретического объяснения антропологического единства разных людей немыслима и сама множественность способов их бытия, а точнее, становятся бессмысленными даже констатации множественности самих отличий. Ключевой антропологический вопрос состоит в том, чтобы понять, как можно помыслить единство человека в контексте множественного толкования его бытия?

18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв