Просмотров 252

Нередко идеология и искусство были противоположны друг другу по своему назначению и цели. В эпоху модерна в разных странах и при разных политических режимах происходит борьба творческой интеллигенции с официальной идеологией. В ходе этой борьбы формируются идейные платформы деятелей культуры нонконформистского направления, озвучиваются требования в отношении полной свободы творчества. В эпоху модерна происходит определённая «сакрализация» произведений абстрактного искусства, противостоящих официальному «академическому» стилю. Поколебать основы идеологического догматизма способны только яркие и нетрадиционные решения в области формы, которые предлагает модернистское искусство. Однако в эпоху постмодерна подобная борьба становится бессмысленной, поскольку, во-первых, происходит «деидеологизация» общества и устанавливается принцип толерантности по отношению к любым взглядам; во-вторых, всякие протестные настроения в таком обществе могут быть легко интегрированы в существующую систему. В эпоху постмодерна никакой официальной культуры уже не существует, а произведение «нонконформистского» искусства утрачивает свой революционный потенциал. Вместе с ним исчезает неповторимость и уникальность воздействия произведений такого искусства на чувства и мысли человека. Искусство просто становится, в каком-то смысле, излишним и утрачивает то своё великое предназначение, которое было свойственно ему в эпоху авангарда и модерна.

Искусство претендует на то, чтобы выразить истину, в то время как идеология стремится навязать определённое мнение. Во взаимоотношениях искусства и идеологии могут наличествовать две крайние позиции, которые одинаково опасны для дальнейшего его существования. Первая из них заключается в признании того, что искусство развивается только по своим внутренним законам, по своей собственной логике и, в конечном смысле, независимо от контекста реальности. Такой подход к искусству предполагает существование «чистого искусства», или «искусства для искусства». Другая крайняя позиция выражена в концепции «партийности» в литературе и искусстве. Она наиболее чётко изложена и обоснована в работе В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Вождь мирового пролетариата утверждал: «Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колёсиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса» [3, с. 100]. Подобная крайность в суждениях исходит из того, что никакой самостоятельной ценности литература и искусство не имеют, они являются прямым отражением экономической и политической жизни общества. В соответствии с данной точкой зрения, искусство является важнейшим средством пропаганды и агитации в интересах той или иной политической партии и общественного класса. В послевоенный период Ж. П. Сартр сформулировал «ослабленный» вариант данной позиции, в котором утверждалась «ангажированность» прозаика в современном мире, его ответственность за всё, что в мире происходит. Французский философ подчёркивает: «Задача писателя – сделать всё для того, чтобы никто не мог отговориться незнанием мира и не мог бы думать, что он непричастен к нему. А уж если человек ангажировался в универсум языка, он не может делать вид, что не умеет говорить….» [4, с. 23]. Как отмечает исследователь Л. Г. Андреев, согласно «теории ангажированности»: «„Говорить – значит действовать”, – всякое слово изменяет то, к чему оно прикасается, «снимает покров». Ангажированному писателю это известно, и он сознательно стремится к тому, чтобы с мира «покров снять» и пробудить чувство ответственности. «Слова – это пули», – повторяет Сартр, и даже молчание «стреляет», поскольку молчать – значит отказываться от слова. …Сартр решительно отводит при этом обвинения в том, что экзистенциалисты недооценивают форму, умерщвляют литературу, напоминая, что новые социальные и метафизические проблемы побуждают к поискам нового художественного языка» [5, с. 226].

02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв