Просмотров 118

Современный терроризм приобретает «негативное» сакрально-эстетическое измерение, когда потенциальные жертвы видят по телевизору или в Интернете окровавленные и изуродованные тела состоявшихся жертв террора. Ничего подобного нельзя сказать о терроризме народников, которые, убивая чиновников ненавистного им государства и даже совершая цареубийство, считали, что тем самым приносят сакральную жертву на алтарь будущей революции и связанному с ней установлению социальной справедливости. Удавшийся террористический акт, как правило, завершался «гибелью всерьёз» и самого террориста, который также представал в качестве сакральной жертвы. Сегодняшний разгул террора свидетельствует о принципиальной невозможности справедливости как таковой. В современном мире мы видим углубление тотального разобщения людей посредством насилия, увеличение числа жертв немотивированных убийств. В то же время происходит и некоторая консолидация отдельных групп современного общества ради совершения насилия, осуществляемого по отношению к выдуманному врагу или во имя торжества собственных кумиров.

Ситуация постмодерна наглядно свидетельствует, что в XX веке европейская культура оказалась в глубоком духовном кризисе, который сказывается в определённой «усталости» в плане генерирования новых идей. Для своего сохранения эта культура нуждается в «инъекциях» культурных достижений, выработанных другими континентами. Взаимопроникновение различных по своему характеру и происхождению культур в современном мире, с одной стороны, способствует глобализации культуры, а с другой – задает новый импульс и перспективу развития культур Старого Света.

Признанием, по словам М. Хайдеггера, «нетости Бога» постмодернизм делает заметный шаг в направлении дальнейшей секуляризации современного общества по сравнению с коммунистической идеологией, которая в значительной степени была подобна «религии без Бога». Однако «религии без Бога» существовали и раньше. Ярким тому примером является, в частности, буддизм. Коммунистическая утопия провозглашала идеал бесклассового общества, основанного на социальной справедливости. Постмодернизм же стремится, с одной стороны, кардинально изменить изначальный порядок в системе ценностей существующей культуры, лишив приоритетов и приравняв между собой «всё и вся» – добро и зло, прекрасное и безобразное, Бога и дьявола. Постмодерн отбрасывает основанные на определенной иерархии прежние системы эстетических и этических ценностей и утверждает равноценность всех художественных стилей и норм поведения. Он стремится к «деидеологизации» современного общества. С другой стороны, он, подобно идеологии, манипулирует сознанием «безмолвной толпы» и тем самым стремиться сохранить за «властвующей элитой» все её привилегии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. / Н. А. Бердяев. – М. : Наука, 1990. – 224 с.
  2. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма / И. С.Куликова. – 2-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1980. – 272 с.
  3. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература / В. И. Ленин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. – М. : Политиздат, 1960 – 1975. – Т. 12. – 1968. – С.99 – 105
  4. Сартр Ж. П. Что такое литература / Жан-Поль Сартр / Сартр Ж. П. Что такое литература. Слова : пер. с фр. – Минск : ООО «Попурри», 1999. – С. 5 – 258.
  5. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век / Л. Г. Андреев. – М. : Гелиос, 2004. – 416 с.
  6. Тимофеева О. Кто сказал сакральное [Электронный ресурс] / Оксана Тимофеева. – Режим доступа :

http://www. moscowartmagazine. com/issue/21/article/318

  1. Евтушенко Е. Собр. соч. : в 3 т. / Е. Евтушенко. – М. : Худож. лит., 1983 – 1984. – Т. 1 : Стихотворения и поэмы (1952 – 1964). – 1983. – С. 443 – 551.
  2. Маяковский В. В. Во весь голос / В. В. Маяковский // Маяковский В. В. Полн. собр. соч. – М. : Гослитиздат, 1955 – 1961. – Т. 10. – 1958. – С. 279 – 285.
  3. Хренов Н. А. Воля к сакральному / Н. А. Хренов. – СПб. : Алетейя, 2006. – 571 с.
  4. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. : в 2 т. – М. : Мысль, 1997. – (Философское наследие. Т. 125). – Т. 1. – 1997. – С. 231 – 490.
  5. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Йохан Хейзинга ; пер. с голланд. В. В. Ошиса. – М. : Изд. группа «Прогресс» : Прогресс-Академия, 1992. – 464 с.

Оруэлл Дж. 1984. Роман. Скотный двор. Сказка / Джордж Оруэлл ; пер. с англ. Д. Иванова, В. Недошивина. – Пермь : КАПИК, 1992. – Т. 1. – 304 с.

02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв