Просмотров 256

Утопия, предлагаемая постмодерном, носит эстетический характер, поскольку она предполагает формирование «новой чувственности». Постмодерн ищет и находит всё новые и новые способы преобразования чувственности человека. Возможность реализации подобной утопии связана с колоссальной технической оснащённостью эпохи постмодерна по сравнению со всеми другими историческими эпохами, кардинальной сменой в данную эпоху всех существующих до сих пор информационных систем. Именно это в дальнейшем и предоставит возможности для пребывания человека в абсолютно нереальном мире. Исходя из футурологических прогнозов, виртуальная реальность в конечном счёте способна вытеснить собой реальность объективную. Это произойдёт тогда, когда у «сильных мира сего» возникнет потребность это осуществить. О возможности перехода сознания из одной реальности в другую вследствие манипуляции сознанием человека ещё в середине ХХ века писал Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984»: «На него глядело огромное лицо. Это было одно из тех изображений, где глаза специально нарисованы так, чтобы взгляд их всё время следил за вами. «БОЛЬШОЙ БРАТ ВСЕГДА ВИДИТ ТЕБЯ», – было написано на плакате снизу» [12, с. 7]. В конце концов герой романа Дж. Оруэлла, пытавшийся бунтовать, в результате различных манипуляций с его сознанием приходит к пониманию того, что «борьба окончена. Он победил себя. Он любит Большого Брата» [Там же, с. 218].

В ситуации постмодерна в европейской цивилизации господствует вызывающий релятивизм моральных, религиозных и политических императивов. При этом мы наблюдаем активизацию радикальных направлений ислама, в которых в знак протеста против культивирования ценностей «общества потребления» вызревает религиозный фанатизм. В то же время «жонглирование» идеями становится всё более свойственным не только европейскому человечеству, которое открыло для себя «иное» пространство и время и попало в сети постмодерна в результате эволюции культуры Запада. Оно становится свойственным и мусульманским народам, которые в течение длительного времени пребывали в пространстве традиционной культуры и лишь в ХХ веке приобщились к тому духовному наследию, которое выработало европейское человечество за несколько тысячелетий своей активной деятельности.

В процессе цивилизационного конфликта эпохи постмодерна сакральное начало смещается в сторону своего негативного полюса и порой приобретает даже «инфернальный» характер. Ярким примером продуцирования подобного типа сакрального является современный терроризм, о непосредственной связи которого с ситуацией постмодерна говорят многие современные исследователи. Террористические акты в современном мире в СМИ нередко рассматриваются как своего рода «хепенинг». В отличие от левого терроризма прошлых лет они чаще всего не направлены непосредственно против конкретных государственных деятелей, чиновников или полицейских, а направлены против базовых принципов и ценностей существующей постмодернистской цивилизации, которые в силу упомянутых выше причин поставлены под вопрос исламским миром. Более того, терроризм подобного рода является, в какой-то мере, косвенным порождением данной цивилизации. Существует принципиальное различие между терроризмом эпохи модерна и терроризмом эпохи постмодерна. В эпоху индивидуального «левого» террора народников, анархистов и эсеров острие террора было направлено на конкретных политических деятелей, с именами которых террористы связывали источник социального зла. Терроризм эпохи постмодерна являет собой серию постановочных представлений, которые в очередном выпуске программы новостей покажут по телевидению, растиражируют в средствах массовой информации, сообщения о них выставят в Интернете. Поэтому исключительно важным для современного терроризма является «перфоманс», выражающийся в создании атмосферы страха и неуверенности для максимально большего числа людей. Теракты практически выполняют ту же задачу, которую реализуют фильмы ужасов. Однако террористы делают своё кровавое представление более реальным по отношению к людям, которые нередко лично перед ними ни в чём не виновны. Задача заключается в том, чтобы никто не чувствовал себя в безопасности. Каждый человек должен осознавать, что в любое мгновение может стать жертвой террора.

02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв