Просмотров 256

Постмодернистское «произведение искусства» не подчиняется традиционным эстетическим критериям. Оно также не является протестом против официальной идеологии и существующей власти. Оно несёт в себе «безграничную безответственность» художника по отношении к окружающему миру. Единственным, что может выступать в качестве критерия значимости данного «произведения», является степень «раскрученности» имени художника. Как следствие этого выступает та цена, которую «общество потребления», в лице «истинных» ценителей с тугими кошельками, готово уплатить за «неведомый шедевр». Таким образом, художник-постмодернист попадает в ситуацию исключительно внешней необходимости, которую обусловливают власть и капитал. Для того чтобы стать гениальным в глазах «общества потребления», художнику даже нет необходимости уметь хорошо рисовать, ему нужно лишь иметь хорошо «раскрученный» бренд. Такое «виртуальное» представление о свободе творчества постмодерниста противоречит подлинной оценке творчества художника, свойственной прежним эпохам. В частности, эпохе Средневековья, где свобода художника осуществляется в Боге, и его деятельность проявляется в твёрдом следовании канону. Начиная с эпохи Ренессанса в искусстве царит созидательная свобода личностного творчества (свобода-для). Она выражается в особых внутренних качествах личности художника («титаны Возрождения»), его индивидуальном стиле, умении владеть кистью или резцом, т. е. в том, что можно именовать «искрой Божьей».

В политической идеологии ХХ века доминирует представление о свободе от Бога. В модернистском искусстве она выражается в том, что художник может создавать формы, которые отсутствуют в «созданном Богом» мире. Художник отказывается не только от строгих религиозных канонов, но и от мимесиса – подражания окружающей его действительности. Он ставит себя на место Бога и волен без оглядки на авторитеты сам создавать «новую» реальность. В искусстве постмодерна уже всецело доминирует негативная «свобода-от» – от норм, от идей, от стиля, от всех тех рамок, которые были совершенно необходимы для творческого процесса. Художнику фактически дозволено творить хаос. В основании такой свободы лежит разнузданность животных инстинктов, а также жажда денег и других материальных благ.

Как уже было отмечено ранее, в противовес модерну постмодерн заявляет о тотальном кризисе всех политических идеологий и осуществлении тотальной деидеологизации современного общества. Вместо ценностей политического характера, пришедших на смену религиозным ценностям, в эпоху постмодерна устанавливается господство ценностей «общества потребления», непосредственно связанных уже не с миром религиозно-философских и социально-политических идей, а исключительно с телесной природой человека.

02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв