Просмотров 252

Модернизм, конфликтующий с политическим идеологиями, стремится заменить их другими интеллектуальными формами деятельности, которые могли бы способствовать движению человечества по пути прогресса. К числу таких форм относятся литература и искусство, которые в этот период выступают как антиподы религии и политической идеологии. Художник-модернист по отношению ко всем существующим авторитетам выступает как бунтарь и ниспровергатель. В настроениях «конца века» искусство превращается в единственный «островок сакрального в океане отягощенной материей жизни» [6]. В период кризиса религиозного мировоззрения именно литература и искусство приобретают исключительное значение в плане формирования новой системы светских ценностей. Об этом ярко говорит Е. Евтушенко в поэме «Братская ГЭС»: «Поэт в России – больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / Кому уюта нет, покоя нет» [7, с. 443].

Хотя произведение искусства и порождено конкретной исторической эпохой, оно, подобно религии, содержит в себе трансцендентное начало и поэтому устремлено за пределы своей эпохи. Искусство античности и средневековья является сакральным по содержанию и форме. В противовес исключительно короткой продолжительности жизни человека в указанные эпохи произведения сакрального искусства стремятся утвердить в сознании людей представление о вечности бытия идеи или Бога. В этой вечности и обнаруживается единственный источник смысла человеческого существования. Связанное с политической идеологией, искусство модерна стремится «объять весь век». По словам В. В. Маяковского: «Мой стих / трудом / громаду лет прорвёт / И явится / весомо, / грубо, / зримо, / Как в наши дни / вошёл водопровод, / Сработанный / ещё рабами Рима» [8, с. 281]. Применительно к эпохе модерна отрезок времени, на который распространяет своё влияние и значимость произведение искусства, значительно сокращается, поскольку в «обезбоженном» мире нет ничего «вечного под луной». Некоторые из произведений модернистского искусства опережают своё время. Они содержат в себе явный элемент постмодерна, ориентированный уже не на отдалённое будущее, тем более не на вечность, а исключительно на «вечное настоящее», на неповторимый момент времени «здесь и сейчас». «Вечное настоящее» представляет собой мгновенную вспышку времени, в которую рождается «неведомый» шедевр. Переход от модерна к постмодерну в творчестве одного и того же художника и писателя иногда проходит за одно десятилетие. Так, в 1922 году вышел в свет знаменитый модернистской роман «Улисс» Дж. Джойса, а в 1939 году писатель представил к печати другой свой роман «Поминки по Финнегану», который является уже «образцом» постмодернистской литературы. Данный роман остался нечитабельным и непонятым для большинства поклонников таланта Дж. Джойса. Вероятно, он остался не до конца ясным и для самого автора.

02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв