Просмотров 294
В. М. Шелюто
Современный западный социум, мировоззренческой основой которого являются «материализм», «рационализм», «рыночная экономика» и «общество потребления», тем не менее пытается отыскать сакральные ценности. В ситуации духовного упадка только благодаря таким ценностям данный социум может существовать и развиваться дальше. Эти ценности существенным образом отличаются от «духовных основ общества» предшествующих эпох, заложенных в религиозном мировоззрении. Ещё в период модерна политические идеологии в значительной степени вытеснили религию из тех сфер, где она доминировала на протяжении тысячелетий, в частности из сферы литературы и искусства. Однако политические идеологии модерна сохранили некоторое внешнее сходство с религиями. Это, в частности, отмечает Н. А. Бердяев относительно идеологии «русского коммунизма»: «Все теоретические, идейные, философские споры и все практические, политические, экономические споры в советской России стоят под знаком ортодоксии и ереси. Все «правые» и «левые» уклоны в философии или политике рассматриваются как уклоны еретические. Происходит постоянное обличение еретиков и преследование обличённых в ереси. Но различение между ортодоксией и ересью есть различение религиозное, теологическое, а не философское и не политическое» [1, с. 137].
Политическая идеология эпохи модерна представляет собой своеобразную «духовную индустрию», продуцирующую некую совокупность доступных для массового потребителя мнений, нередко выраженных в наукообразной форме. Иногда она выступает в качестве оформленных в соответствующие тезисы чаяний широких народных масс и непосредственно апеллирует к «гласу народа», который в то же время воспринимается как «глас божий». В отличие от религии, провозглашающей высшей сакральной ценностью Бога и рассматривающей земную жизнь человека всего лишь как подготовку к «посмертному» существованию, секуляризированная политическая идеология зиждется на признании исключительной и безальтернативной ценности земного существования человека. Хотя политические идеологии, возникшие под влиянием идей французских просветителей, громко заявили о своём существовании в конце XVIII столетия, в годы Великой французской революции, политическая идеология заняла господствующее положение в духовной и социальной жизни европейского человечества только в конце ХІХ – начале ХХ столетия. Утверждению политической идеологии, призванной заменить собой идеологию религиозную, способствовало становление науки в качестве ведущей формы мировоззрения, а также философских направлений атеистической направленности, которые провозгласили земное существование человека единственно возможным.
02 Окт 2017 в 12:14. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.