Просмотров 8,892

В нравственном конфликте уподобление – это специфическая форма нравственного познания, психологическое моделирование возможных оценочных реакций других людей с целью получения информации об эмоциях (интересах), которые люди могут испытывать в результате наших действий. Посредством уподобления («Поставь себя на чужое место»!) осуществляется возможность интуитивного или рассудочного узнавания предполагаемых эмоциональных реакций других индивидов, а соответственно, интенсивности и направленности чужого интереса. Собственно «нравственное уподобление», а с ним и подлинно человеческое «сопереживание» как атрибутивная форма нравственного познания появляются у индивида с возникновением нравственных чувств «добра» и «зла», которые в индивидуальной психике являются специфически моральным способом (инструментами) рефлексии «чужих» интересов.

Принципиальной теоретической ошибкой современной субъективистской этики является неразличение личного (эгоистического) и чужого (нравственного) добра и зла. Их отождествление исходит из первично-утилитарной аксиологической трактовки добра и зла как способа отнесения оцениваемой действительности к положительному или отрицательному полюсу в Картине мира. Целенаправленная деятельность человека строится в базальных границах аксиологической интерпретации вещей и событий. Поэтому изначальная характеристика «добра» как «блага» находится в плоскости практических оценок, в которых добро интерпретируется как наличие материальных и прочих ценностей, а зло – как их отсутствие или угроза их существованию (приобретению).

В обывательском смысле мое личное добро – это то, чем я обладаю («нажитое добро», богатство, ресурсы, блага), а мое личное зло – это все то, что угрожает моему личному благополучию. Ориентированное на личную выгоду обыденное сознание и не различает «добро-для-себя» и «добро-для-другого». Скорее нужно говорить о том, что «добро-для-другого» оценивается эгоистическим обывателем как конкурентная угроза существованию «добра-для-себя», а чужое добро как неиссякаемый источник зависти – мучительного страдания от неудовлетворенного желания обладать им.

Теоретическое отождествление эгоистического и нравственного добра и зла выражается в ложной нравственной презумпции и аксиологического оправдания субъективизма в рационалистических доктринах этики «благоразумия», «разумного эгоизма», «утилитаризма». Тем самым субъективистское возведение утилитаристски и эгоистически понятого добра в ранг теоретической аксиомы является принципиальнейшей теоретической ошибкой, которая закрывает путь к пониманию подлинной сущности морального регулирования и способу определения (установления) моральной нормы как формы справедливого размежевания интересов, служит «теоретическим оправданием» эгоистически калькулируемых способов узнавания, сколько и в какой форме нужно жертвовать своим добром в пользу чужого, чтобы получить искомую выгоду (благо), да и нужно ли вообще жертвовать.

09 Дек 2019 в 11:16. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв