Просмотров 1,474

Неустранимым условием выполнения нравственной нормы становится свобода морального выбора. Без свободы выбора невозможно самопожертвование, а выполнение требования долга превращается в социальную повинность или обязанность. Причем ошибочно полагать, что моральный выбор – это выбор «между добром и злом», между моралью и не-моралью. Человеку безнравственному нравственный выбор недоступен и ни к чему, поскольку он не находится в сфере морали. Нравственный же выбор делает только нравственно озабоченный человек исключительно в сфере морали. Суть нравственного выбора состоит в самостоятельном определении индивидом нравственной нормы, нормы добровольного самопожертвования – чего, сколько, когда, в какой форме нужно жертвовать. В противном случае нравственное самопожертвование не состоится. Конечно, индивида могут принудить к жертвованию, но в таком случае это будет уже не самостоятельное моральное, а традиционное, административно-правовое, религиозное либо иное регулирование. Как точно сказано поэтом, «обычай деспот меж людей». Вопреки обычаю и традиции, мораль – это такой способ регулирования случайных конфликтов людей в обществе, который осуществляется путем добровольного самопожертвования и при непременном условии свободы морального выбора.

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена [Электронный ресурс] / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86. – Режим доступа: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html
  2. Апресян, Р. Г. Понятие морального чувства в этике Френсиса Хатчесона (ранний период) [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян // Этическая мысль. – 2015. – Т. 15, № 1. – Режим доступа: https://iphras.ru/em_15.htm
  3. Витгенштейн, Л. Лекция об этике [Электронный ресурс] / Л. Витгенштейн // Историко-философский ежегодник. – М. : Наука, 1998. – С. 238–245. – Режим доступа: http://platona.net/load/zhurnaly_po_filosofii/istoriko_filosofskij_ezhegodnik/istoriko_filosofskij_ezhegodnik_39_1989/77-1-0-3043
  4. Воеводин, А. П. Кризис человечности и тупики антропоцентризма [Электронный ресурс] / А. П. Воеводин // Terra культура. – 2017. – № 5. – Режим доступа: http://terra.lgaki.info/krizis-antropnosti/krizis-chelovechnosti-i-tupiki-antropotsentrizma.html
  5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
  6. Гусейнов, А. А. Без этики нет философии (Ответы на вопросы журнала «Логос») / А. А. Гусейнов // Логос. – 2008. – № 1 (64). – С. 239–262.
  7. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий ; отв. ред. Т. А. Кузьмина. – М. : Наука, 1977. – 333 с.
  8. Еремеев, А. Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества / А. Ф. Еремеев. – М. : Искусство, 1987. – 320 с.
  9. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали / А. Макинтайр ; пер. с англ. В. В. Целищева. – М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 384 с.
  10. Мораль в современном мире и проблемы российской этики. Материалы конференции – «круглого стола» [Электронный ресурс] / Б. И. Пружинин, Р. Г. Апресян, О. В. Артемьева и др. // Вопросы философии. – 2017. – № 10. – С. 5–46.  – Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 1773& Itemid=44
  11. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / пред. науч.-ред. совета В. С. Степин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мысль, 2010. – Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180705923b860f63380c
  12. Психология и психиатрия: Мораль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihomed.com/moral/
  13. Разин, А. В. Этика : учебник для вузов / А. В. Разин. – М. : Академический Проект, 2003. – 624 с.
  14. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. – М. : Наука, 1981. – 215 с.

 

_______________

Подробнее об эмоциональной абстракции см.: Воеводин, А. П. Эстетическая антропология : монография / А. П. Воеводин. – Луганск : РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010. – 368 с.

2 В интерпретации И. Канта человек в морали подчинен «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (см.: Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Кант, И. Сочинения : в 6 т. – М. : Мысль, 1963–1966. – Т. 4. Ч. 1. – 1965. – С. 274).

09 Дек 2019 в 11:16. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв