Просмотров 5,892

Не составляют исключения и либерально-буржуазные преобразования последних лет, которые под лозунгами абстрактного понимания личной свободы и такой же абстрактной справедливости, артикулируемой в виде так называемых идеальных «общечеловеческих ценностей», насильственно внедряют «идеалы» европейского потребительского антропоцентризма – распущенной вседозволенности и эгоистического индивидуализма. Нравственные последствия либеральных социотрансформаций и внедрение потребительских моделей социализации индивидов с исключительной остротой поставили на теоретическую повестку дня вопрос о сущности и функциональном предназначении морали. Как неоднократно высказывался ведущий этик России А. А. Гусейнов, среди современных философских проблем самой важной и самой насущной является создание новой философии морали: «Современное состояние этики, теоретической этики, философской этики, как бы мы ее ни называли, основные вехи которой образуют имена Аристотеля, Канта, Милля и др., не позволяет осмыслить новую моральную реальность» [10]. Ученый утверждает: «Состояние этики в настоящее время такое, что она упирается в необходимость новой систематизации. Этика в данном случае является лишь индикатором некоего общего процесса моральной дезориентированности, угрожающего самим основам исторического существования человека. Я бы сказал так. Все кругом кричит о том, что мы нуждаемся в новом понимании, новом философском образе морали» [6, с. 262].

Разделяя научную озабоченность и социальную ответственность А. А. Гусейнова (по его собственному признанию, нравственное, вплоть «до внутреннего стыда», смущение [10] теоретической несостоятельностью современной философии морали), главный редактор журнала «Вопросы философии» Б. И. Пружинин предельно заостряет внимание участников круглого стола «Мораль в современном мире и проблемы российской этики»: «Сегодня в российском этическом сообществе возникла острая потребность в переосмыслении путей, подходов и концептуального аппарата этической проблематики» [Там же]. В продолжение этой мысли, Р. Г. Апресян, соглашаясь с обозначенной критической оценкой А. А. Гусейновым состояния теоретической этики, настаивает на необходимости возвращения к исходному посылу дискуссии и центральной задаче этики: «Прежде чем разглядывать мораль в мире… нам по-прежнему предстоит решить более важную задачу – понять, что собой представляет мораль сама по себе» [Там же].

По мнению участников круглого стола, всеобщая неудовлетворенность состоянием теоретической рефлексии морали присуща не только отечественной, но и зарубежной философской мысли. Б. Н. Кашников, например, прямо заявляет: «Современная теоретическая этика в Европе, как мне представляется, зашла в тупик, … количество создаваемых теорий настолько велико, а их роль настолько мала, что в последнее время в аналитической этике сформировался теоретический скептицизм» [Там же]. В подтверждение этой общей неудовлетворенности состоянием современных этических исследований Б. Н. Кашников ссылается на А. Макинтайра, который в своем известном обобщающем труде «После добродетели» приходит к неутешительному выводу: «…язык морали перешел из состояния порядка в состояние беспорядка» [9, с. 20]. По наблюдению А. Макинтайра, «наиболее поразительной особенностью современных сочинений о морали является то, что столь значительная их часть посвящена разногласиям во взглядах на эту самую мораль» [Там же, 11]. В результате исследователь, вслед за Дж. Муром, приходит к категорическому отрицанию даже самой возможности построения надежной и общепризнанной теории морали: «Согласие по поводу моральных суждений не гарантируется никаким рациональным методом, потому что такого метода нет» [Там же, с. 21]. Таким образом, закономерным логическим следствием беспомощности теоретико-созерцательного подхода к проблемам морали явилось отрицание самой возможности ее рационально-теоретического исследования. К похожему выводу приходит и Л. Витгенштейн в своей «Лекции об этике», когда утверждает, что мораль не умещается в языке и о ней, как о религии, можно только молчать [3]. Современная ситуация в этике, по мнению А. А. Гусейнова, «выглядит как отступление, интеллектуальная капитуляция» [6, с. 239–240].

09 Дек 2019 в 11:16. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

For att behandla ED: Alprostadil Caverject, Edex, MUSE ar en annan medicin som det finns manga som ar besvarliga. Nar ett tecken Vilken ar den normala dosen Kamagra av halsoproblem som foretaget har

Ваш отзыв