Просмотров 604

На наш взгляд, основой нравственной стойкости является психологический механизм «собирания нравственных сил» – возбуждение в самом себе или в других людях дополнительных нравственных чувств, подкрепляющих первоначальное нравственное чувство. Как это происходит? С помощью нравственного рассудка искусственно моделируется нравственная ситуация, осуществляется целерациональный анализ объективных обстоятельств, внимание человека обращается на разные оттенки, нюансы, подобно тому как это делают в своей речи полководцы перед боем, впечатляющим образцом чего может служить стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…». Развитие нравственного чувства, его усиление и упрочение происходит только в результате рассудочного анализа и планирования возможного развития ситуации, а по сути – создания новой реальности, что неизбежно сопровождается появлением дополнительных нравственных чувств и, соответственно, увеличением нравственного интереса и нравственной стойкости. Это становится возможным в силу совпадения эмоциональной оценки (нравственного интереса) и целевых (гуманистических, ценностных) ориентиров социальной деятельности. Вскрывая объективную основу ценности (нравственного идеала), нравственный рассудок собирает воедино разрозненные нравственные чувства и аккумулирует их в единое сложное и верное чувство, добивается их высочайшей концентрации и уверенности в правоте дела. Обеспечение нравственной стойкости требует активизации максимального количества нервных клеток и такого их согласованного взаимодействия, которое бы обеспечило максимум эмоциональной энергии для активизации нужного двигательного центра. Так оправдывается афоризм «Великая энергия рождается только для великих целей».

Проблема нравственной стойкости и нравственного самопринуждения тесно связана с проблемой воли. Волю принято рассматривать как психологический механизм, обеспечивающий устойчивость деятельности человека в борьбе с препятствиями. В сфере морали воля действует на основе нравственного рассудка и позволяет либо сдерживать, либо возбуждать (генерировать) определенное чувство. Это происходит следующим образом. Неопределенность ситуации или борьба мотивов включают механизм целерационального анализа ситуации в системе понятий, который: 1) сдерживает эмоциональные реакции, «ставит на паузу», тормозит на время поведение человека; 2) анализирует объективное соотношение интересов, их отношение к целям социального развития; 3) дает прогнозы относительно последствий эгоистического и нравственного поступков; 4) «примеривает» (моделирует) возможные эмоции в результате таких поступков, называя и обозначая их в понятиях; 5) делает выбор и принимает решение о нужной программе поведения; 6) подключает дополнительные нравственные чувства, генерирует сильное чувство, которое купирует неоправданные эмоции и блокирует действие эгоистических побуждений. Сила воли зависит от количества нервных импульсов, которые удается объединить и направить по одному каналу, управляющему действием человека; это «способность организма … придавать множеству волевых импульсов определенное направление» [8, с. 130]. Тем самым реализуется нравственный выбор и нравственная свобода как механизм осознания необходимой цели и устранения прочих мотивов: «…способность превращать тело в предмет (опредмечивать) и использовать его в действии, пользоваться им, является важным элементом личной свободы человека» [9, с. 45]. Таким образом, воля – это основанное на рассудительности своеобразное чувство контроля над чувствами, осознанное переживание свободы выбора в осуществлении действия. Воля – это высшее чувство, которое сдерживает непосредственную эмоциональную оценку определенного раздражителя, парализует регулирующую функцию чувств и дает возможность рассудку разобраться в ситуации, объективно оценить ее, а затем совершить выбор и задать целенаправленный импульс нужного чувства.

16 Июн 2020 в 10:14. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв