Просмотров 169

Таким образом, негативный аспект маргинальности Поэта и Философа в социуме является естественным и неизбежным следствием того, что можно определить как их позитивную маргинальность. Суть последней состоит в том, что Поэт и Философ выполняют работу «культурного героя», в своем личностном мире выстраивая заново смысловые основания человеческого бытия – так, как будто бы это делается впервые, и тем самым повторяя акт культуро- и социогенезиса. Но это неизбежно приводит к их «выпадению» из «нормальной» социальности, поскольку последняя вовсе не предполагает свое пересоздание, но, наоборот, всячески защищается от такого рода действий. В «нормальном» состоянии социальность основана на простой ретрансляции моделей жизнедеятельности, а также создании таких новаций, которые эти модели совершенствуют и упрощают. Но то, что делают Поэт и Философ, воспринимается как «посягательство» на основы – даже и в тех случаях, когда не содержит в себе никаких антисоциальных идей. Казнь Сократа на основе обвинений, которые фактически были ложными, но психологически вполне объяснимыми и закономерными, является историческим символом особой «вакансии» этих фигур в культуре, всегда обреченных на жертвоприношение – в лучшем случае символическое, но в отдельные эпохи – и физическое.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо; пер. с фр. В. А. Воробьева. – М., СПб.: Степной ветер: ИД «Коло», 2005. – 448 с.
  2. Адо, П. Философия как способ жить / П. Адо; пер. с фр. В. А. Воробьева. – М., СПб.: Степной ветер: ИД «Коло», 2005. – 288 с.
  3. Булгаков, С. Н. Свет Невечерний. Созерцание и мировоззрения / С. Н. Булгаков. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – 640 c.
  4. Даренский, В. Ю. Парадигма преображения человека в русской философии ХХ века: монография / В. Ю. Даренский. – СПб.: Алетейя, 2018. – 328 с.
  5. Ивкин, С. Уральский поэтический коан / С. Ивкин // Плавучий мост. Литературный журнал. – 2018. – № 3. – С. 101–112.
  6. Кацуки, С. Практика дзен. Железная флейта (100 коанов дзена): пер. с яп. / С. Кацуки. – Киев: Refl-book, 1993. – 334 с.
  7. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  8. Мамардашвили, М. Очерк современной европейской философии / М. Мамардашвили. – М.: Прогресс-Традиция: Фонд Мераба Мамардашвили, 2010. – 584 c.
  9. Набоков, В. В. Собр. соч.: в 4 т. / В. В. Набоков. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – 416 с.
  10. Пришвин, М. М. Дневник / М. М. Пришвин. – М.: Правда, 1990. – 480 с.
  11. Сартр, Ж.-П. Я сжег бы Мону Лизу / Ж.-П. Сартр // Литературная газета. – 1973. – 14 нояб. – С. 15.
  12. Семенова, С. Два полюса русского экзистенциального сознания: проза Георгия Иванова и Владимира Набокова / С. Семенова // Новый мир. – 1999. – № 9. – С. 183–205.
  13. Сенокосов, Ю. П. Призвание философа (вместо предисловия) / Ю. П. Сенокосов // Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–13.
  14. Флоренский, П. Иконостас / П. Флоренский // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1996. – Т. 1. – С. 419–526.
  15. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики: Мир – Конечность – Одиночество / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина, А. В. Ахутина, А. П. Шурбелева. – СПб.: Владимир Даль, 2013. – 592 с.
  16. Hadot, P. Les divisions des parties de la philosophie dans l’Antiquité / P. Hadot // Museum Helveticum. – 1979. – Vol. XXXVI. – Р. 221–

 

 

Даренский В. Ю. Поэзия и философия как формы трансляции культурной традиции

В статье исследуются поэзия и философия как два типа трансляции культурной традиции, конституирующие суверенность человека. Показано, что Поэт и Философ выполняют работу «культурного героя», в своем личностном мире выстраивая заново смысловые основания человеческого бытия – так, как будто бы это делается впервые, и тем самым повторяя акт культуро- и социогенезиса. Однако это неизбежно приводит к их «выпадению» из «нормальной» социальности, поскольку последняя вовсе не предполагает свое пересоздание, но, наоборот, защищается от такого рода действий. На конкретных примерах показаны внутренние парадоксы и инвариантное содержание позитивной маргинальности, создаваемые в поэзии и философии.

Ключевые слова: поэзия, философия, маргинальность, суверенность, язык, преображение, ностальгия.

 

Darenskiy V. J. Poetry and Philosophy as Forms of Cultural Tradition Translation

The article examines poetry and philosophy as two types of translation of cultural traditions, constituting the sovereignty of man. The essence of the latter is that the Poet and Philosopher perform the work of a “cultural hero”, in his personal world, building anew the semantic foundations of human existence-as if it were done for the first time, and thus repeating the act of cultural and sociogenesis. But this inevitably leads to their “fall out” from the “normal” sociality, because the latter does not presuppose its re-creation, but on the contrary, is protected from such actions. Specific examples show the internal paradoxes and invariant content of positive marginality created in poetry and philosophy.

Key words: poetry, philosophy, marginality, sovereignty, language, transformation, nostalgia.

16 Июн 2020 в 10:10. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв