Просмотров 135

Мода на стили одежды, музыки, развлечений, которая во все времена была средством регуляции общественного действия человека, в информационном пространстве дополняется модой на образы, позы, поведение, которые задаются не только публичными людьми, но и культуртрегерами меньшего масштаба [5].

В настоящее время блоги, каналы, социальные сети в Интернете исчисляются сотнями и тысячами. Они имеют разные направления, задавая стандарт поведения даже в самой интимной сфере. Через Интернет люди узнают, как правильно одеваться дома, готовить, делать уроки, делать ремонт, организовывать семейные праздники и посиделки с друзьями, как вести себя на первом свидании и как расставаться с надоевшим партнером, какими словами описывать себя и свои действия, в каких позах фотографироваться и как себя презентовать в разнообразных подсистемах информационного пространства.

Масштабы этого вида управления неизмеримы напрямую и могут быть оценены только косвенно, по популярности тех или иных регуляторов мнений, однако их перформативный эффект не вызывает сомнения. Человек постмодерна в своей социально одобряемой деятельности ориентируется на образцы, которые не стали менее обязательными от того, что субъект контроля сейчас распределен по всей референтной группе конкретного пользователя.

Итак, управление поведением человека в обществе постмодерна не уменьшило своей всеохватности с появлением специфических практик, обеспеченных информационным пространством современности. Наряду с институтами, которые сохранило общество с начала ХХ века, появляются новые практики. В рамках учреждений общества модерна человека обучают, контролируют и оценивают. Новые институты контроля не закреплены жестко в социальной структуре, однако столь же действенны. Так в обществе постмодерна создаются и воспроизводятся элементы социально одобряемого поведения в разных сферах социокультуры для людей с развитой индивидуальностью.

Таким образом, антиутопии ХХ века показали опасность, которой страшилось западное общество и от которой оно избавилось. Это была опасность потери индивидуальности ради создания абсолютно управляемых членов общества. В наше время существует другая опасность, не отмеченная в старых антиутопиях, а именно реальность абсолютного контроля при полном развитии индивидуальности, что требует других подходов как к постановке проблемы, так и к поиску путей ее решения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бенуа, Ален де. Глобализация и новая консервативная парадигма в XXI веке [Электронный ресурс] / А. де Бенуа. – Режим доступа: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/alaindebenoist/pdf/globalizatsiya.pdf.
  2. Воеводин, А. П. Substantia humana / А. П. Воеводин // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2012. – Т. 24 (65). – № 1–2. – С. 3–17.
  3. Головнёва, Ю. В. Солнце и Борей: сопоставление антиутопий Е.И.Замятина и Дж. Оруэлла на материале метафор внутреннего мира их героев / Ю. В. Головнёва // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 257–267.
  4. Делёз, Ж. Логика смысла: пер. с фр. – Фуко М. Theatrum philosophicum: пер. с фр. – М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 480 с.
  5. Ищенко, Н. С. Перформация как стратегия управления в обществе постмодерна [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Материалы круглого стола «Развитие современного мира от индивидуальной свободы к свободе всеобщей» (г.Москва, 13 марта 2019 г.). – Режим доступа: http://russduh.ru/publikacii/performaciya_kak_strategiya_upravleniya.
  6. Шестаков, В. П. Русская утопия в контексте английской утопической традиции (опыт сравнительной типологии) / В.П.Шестаков // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 4 (9). – С. 35–55.
  7. Bhabha, H. K. Culture’s In-Between / H. K. Bhabha // Questions of Cultural Identity Edited by Stuart Hall and Paul Du Gay. – Sage Publications London, Thousand Oaks, New Delhi, 1996. – P. 53–60.
  8. Macfadyen, Leah P. Virtual ethnicity: The new digitization of place, body, language, and memory / Leah P. Macfadyen. – Vancouver: The University of British Columbia, 2008. – 14 р.

 

 

Ищенко Н. С., Заславская Е. А. Cтрах уничтожения индивидуальности в антиутопиях первой половины XX века

В статье анализируются антиутопии первой половины ХХ века: «Мы» Е. Замятина, «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла. Определяется основная отрицательная черта воображаемого будущего – разрушение индивидуальности. Эксплицируется предпосылка, лежащая в основе представления о полном контроле государства над всеми членами общества, а именно представление о том, что такой контроль возможен лишь при полном уничтожении индивидуальности. Показано, что в наступившем будущем, в культуре постмодерна этот страх не был реализован и управление носителями западной культуры, сохраняющими и развивающими свою индивидуальность, осуществляется посредством перформации, повторения социально одобряемых действий, стандарты которых задаются модой.

Ключевые слова: антиутопия, индивидуальность, перформация, управление, Замятин, Хаксли, Оруэлл.

 

Ishchenko N. S., Zaslavskaja E. A. Fear of the Individuality Destruction in the Anti-utopia of the First Half of the XX Century

The article analyzes the anti-utopias of the first half of the 20th century: “We” by E. Zamyatin, “O Brave New World” by O. Huxley and “1984” by J. Orwell. The main negative feature of the imaginary future is determined – the destruction of individuality. The premise underlying the notion of complete state control of all members of society, namely the notion that such control is possible only with the complete destruction of individuality, is explicated. It is shown that in the coming future, this fear was not realized in postmodern culture, and the management of Western culture bearers who preserve and develop their individuality is carried out through performance, repetition of socially approved actions, the standards of which are set by fashion.

Key words: dystopia, personality, performance, management, Zamyatin, Huxley, Orwell.

30 Дек 2020 в 10:57. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв