Просмотров 180

УДК 130.2

Н. С. Ищенко,

Е. А. Заславская

Антиутопии – сравнительно молодой жанр, в котором создаются образы будущего, причем будущего нежелательного, неприемлемого в рамках данного социума. Первая половина ХХ века ознаменована целым рядом антиутопий, которые отразили главный страх того времени – опасность уничтожения индивидуальности. Уничтожение индивидуальности мыслилось как необходимое условие построения управляемого общества, а наличие ярких индивидуальностей, эмоциональных и разумных, имплицитно воспринималось общественным мнением как гарантия избегнуть тотальной управляемости общества. История современной культуры показывает, что этот путь развития общества не реализовался – уничтожения индивидуальности не произошло, однако развились новые методики управления социумом, которые позволяют регулировать поведение ярких и развитых индивидов. Представляется возможным, что антиутопии начала прошлого века выразили скрытый в общественном сознании страх и не позволили реализовать этот вариант. В то же время антиутопии прошлого не учитывают важный вариант управления обществом посредством перформации. В результате создается иллюзия полной свободы в западных обществах, где эти образы будущего не осуществились.

Образы будущего представляют собой часть картины мира, которую создают все люди одного общества в ходе социального взаимодействия. В них аккумулируются надежды и страхи, представления о норме, которая сохранится несмотря ни на что, и представления о том, что в принципе может быть изменено. Образ будущего, созданный определенной культурой, говорит об этой культуре, о времени создания, о нормах и ценностях людей, которые мыслили тогда.

Важное место в антиутопиях начала ХХ века занимает страх уничтожения индивидуальности, а уничтожение индивидуальности понимается как необходимое условие создания полностью управляемого общества. Социальное развитие за последнее столетие и формирование культуры постмодерна показало, что потеря индивидуальности не является необходимой основой создания управляемого общества. Практики постмодерна позволяют реализовывать гибкие системы контроля, основанные на перформации и в то же время регулирующие поведение множества ярких индивидуальностей современного мира.

Рассмотрим страх уничтожения индивидуальности в трех ключевых романах-антиутопиях начала ХХ века: «Мы» (1920) Евгения Замятина, «О дивный новый мир» (1927) Олдоса Хаксли и в самой читаемой антиутопии двадцатого века «1984» (1948) Джорджа Оруэлла.

30 Дек 2020 в 10:57. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв