Просмотров 364
В. М. Шелюто
Антропоцентрическая парадигма, сформировавшаяся в эпоху Возрождения под воздействием гуманизма, доминировала в мировоззрении европейского человечества на протяжении нескольких веков. В ХХ веке она вошла в состояние глубокого кризиса, который получил название кризиса антропности. Причины этого кризиса коренились в самом характере антропоцентрического мировоззрения, утрачивающего связь между человеком и трансцендентным началом – Богом. Еще в XVII веке Б. Паскаль ощущал глубокий трагизм «заброшенности» человека в мире. Состояние отчуждённости человека от мира нашло своё выражение в творчестве выдающихся мыслителей ХІХ столетия С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. М. Достоевского и др. Разобщённый характер отношений между человеком и миром нашёл своё наиболее яркое проявление в ницшеанской философии, провозгласившей «смерть Бога» и утрату человечеством тех трансцендентальных ценностей, которые определяли его историческую судьбу на протяжении последних тысячелетий. В ХХ веке кризис антропности непосредственно проявился в двух кровопролитных мировых войнах, в революционном ниспровержении прежней системы ценностей, в формировании тоталитарных политических идеологий, которые, с одной стороны, пытались найти выход для человечества из существующего кризиса, а с другой – являлись порождением кризиса «человечности» в самом человеке. Поэтому они изначально не могли решить поставленную задачу. Из столкновения вопрошающего о смысле бытия одинокого и свободного человека и молчания мира возник абсурд, ставший предметом анализа мыслителей ХХ века, представляющих экзистенциалистское направление в философии. Параллельно ему возникло даже целое направление в мировой литературе, представленное драмой абсурда, «потоком сознания», новым романом.
Современная эпоха существенно отличается от предыдущих эпох, мировоззрение которых было преимущественно космоцентрическим и теоцентрическим. Антропоцентрическая парадигма эпохи Возрождения была сформирована благодаря именно этим типам мировоззрения. Во-первых, сам человек в эпоху античности воспринимался как микрокосм, который существует в изначальной гармонии с макрокосмом. Во-вторых, в эпоху Средневековья именно сакральное начало, которое было персонифицировано в личности Бога, всегда рассматривалось как центр, вокруг которого определённым образом организуется мир в вертикальном и горизонтальном направлениях. Сам человек рассматривался как существо, созданное по образу и подобию Бога. Мир и человек в теоцентрической системе представляли собой божественные творения, взаимодействующие друг с другом благодаря существованию строгой иерархической системы религиозных, этических, эстетических ценностей. Антропоцентризм эпохи Возрождения мог возникнуть только благодаря синтезу античного и христианского мировоззрения. Первоначально он обладал значительным сакральным потенциалом. Однако на протяжении последних столетий сакральный потенциал антропоцентризма был растрачен. Наступил глубокий кризис антропности, который во многом связан с тотальной десакрализацией современной культуры.
15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.