Просмотров 195
УДК 130.2
В. Ю. Даренский
Поэзия и философия как особые виды интеллектуальной деятельности исторически возникают не только в результате «разделения труда», но и в результате того, что поэтическое слово и мировоззренческое высказывание вытесняются за пределы «нормального» социального дискурса в результате «расколдовывания» и секуляризации социального мира в эпоху Нового и Новейшего времени. Опасность «вакансии поэта» (Б. Л. Пастернак) и философии как «антикультурной деятельности» (М. К. Мамардашвили) состоит в том, что их действие на сознание людей «размыкает» его на бесконечность, чем ставит под вопрос ценность и осмысленность всех прочих видов жизнедеятельности. Это заставляет рассматривать их как два типа социальной маргинальности, требующих иных критериев оценки их «социальной пользы», чем любые другие виды деятельности. Прагматически поэзия и философия, как правило, «вредны», поскольку разрушительны для любой сложившейся социальной организации. Однако общество вынуждено «терпеть» их не только в силу установившихся культурных стереотипов, но и в качестве важного средства «канализации» асоциальных мотивов мышления и деятельности людей. В этом смысле они имеют парадоксальную социальную пользу, создавая в сознании людей параллельные смысловые миры, компенсирующие отсутствие смыслов «бесконечной размерности» в наличной социальной жизни.
С другой стороны, поэт и философ вполне маргинальны и в рамках религиозного сознания и практики, поскольку их деятельность не только избыточна в делах спасения души, но и может оказаться вредной для этой главной цели, лишь уводя в соблазны «творческой гордыни». Тем самым в конечном счете поэт и философ могут рассматриваться в рамках социальной онтологии как «коллективные жертвы», обеспечивающие воспроизводство социального целого путем вытеснения из него инородных смыслов.
Однако изначально этот маргинальный статус Поэта и Философа как символических фигур, в(ы)ключенных в(из) социум(а), позволяет предметно исследовать сам феномен маргинальности в его амбивалентности. В качестве «внутреннего иного» в социуме любой феномен, рассматриваемый в качестве маргинального, может быть намного более репрезентативным для понимания законов социума, чем явления, считающиеся обычными и «типичными». Это происходит потому, что вытесненное «иное» вытеснено именно потому, что опасно конкурирует с тем, что является доминантой социальной жизни. Оно является опасным для «нормы». А значит, чем-то равновеликим ей, и именно поэтому его маргинализируют. В данной статье поэзия и философия будут рассмотрены как такие маргинальные состояния социальности, которые в скрытой форме сохраняют в себе архаическую функцию vates – носителей священного слова и мудрости, но именно поэтому и «вынесены за скобки» современного типа социальности, созданного профанными ценностями.
Об опасности «вакансии поэта» Б. Л. Пастернак так писал в 1931 году в стихотворении «Борису Пильняку»: «…И разве я не мерюсь пятилеткой, / Не падаю, не подымаюсь с ней? / Но как мне быть с моей грудною клеткой / И с тем, что всякой косности косней? / Напрасно в дни великого совета, / Где высшей страсти отданы места, / Оставлена вакансия поэта: / Она опасна, если не пуста». Стоит отметить, что Б. Л. Пастернак «мерялся пятилеткой» настолько старательно, что написал первую в истории оду Сталину, которую потом уже никто не смог превзойти по степени гиперболизации ее героя: «За древней каменной стеной, / Живет не человек, – деянье, / Поступок ростом с шар земной». Б. Пастернак выжил в то время не только «чудом», как обычно считается с учетом всех обстоятельств, но и благодаря этим строкам. Со страшной опасностью своей «вакансии» он справился, в отличие от тысяч других поэтов, которые эту опасность осознавали в меньшей степени. В иные времена поэтам иногда позволялось «истину царям с улыбкой говорить» (Г. Р. Державин), но не в ХХ веке. Хотя если не соотносить себя с «пятилетками» и с царями, то жизни поэта ничто не угрожает. Его опасность для социума лежит в иной плоскости – в сфере иного видения реальности. Поэтическое видение реальности таково, что рядом с ним маргинализируются все «нормальные» человеческие устремления, и поэтому общество маргинализирует самого поэта, чтобы защитить свои «ценности». Б. Л. Пастернак лишь находился в самой экстремальной ситуации, когда за ним каждой ночью мог приехать «воронок», и поэтому тема опасности своей «вакансии» им была пережита с предельной глубиной. Он увидел то, что благообразно скрыто в благополучные эпохи.
16 Июн 2020 в 10:10. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.