Просмотров 504

Глобальные изменения, происшедшие в начале ХVIII века в правление Петра Великого, способствовали серьёзной трансформации русского языка, что наиболее отчётливо проявилось уже в ХIХ века, когда, собственно говоря, и был создан полноценный русский литературный язык. Именно с этого времени данный язык остаётся той организующей и «цементирующей» силой, которая удерживает русскую культуру от эрозии. Он является надёжным средством против разрушительного действия исторических катаклизмов, каковыми являются войны и революции, охватившие Россию ХХ века. Даже после победы Октябрьской революции 1917 года, когда приверженцы Пролеткульта требовали «выбросить Пушкина с парохода современности», ничего у них не вышло. Даже в самый разгул массовых репрессий, покончивший в том числе и с лидерами левацких литературных группировок, ниспровергавших в своё время «всё и вся», в стране стало выходить академическое полное собрание сочинений великого поэта.

Трансформировавшись из языка религии в язык литературы, русский язык окончательно утвердился именно в ХIХ веке как один из великих языков мировой литературы. Религиозная сакральность первых семи веков русской литературы смогла трансформироваться в ХIХ столетии в эстетическую сакральность самого высокого уровня. Вот почему И. С. Тургенев говорит о русском языке следующие слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» [10, с. 172].

Язык русской культуры был исследован в трудах филологов и философов, религиоведов и историков культуры. Подавляющая часть этих исследователей обращала особое внимание на проблему происхождения русского языка и на глубокую связь этого языка с религиозным восприятием и пониманием действительности. Ведь основы языка сформировались именно тогда, когда религиозное мировосприятие и миропонимание доминировало над всеми остальными.

В размышлениях выдающихся филологов ХІХ столетия А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни можно отчётливо проследить глубокую связь сакрального начала в русской культуре с языковой реальностью как эстетическим феноменом.

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв