Просмотров 537

То, что для православного вероисповедания характерен строгий монотеизм, выражающийся в представлении о том, что во главе всего стоит единый Бог, хорошо видно при анализе словаря В. И. Даля. В нём мы находим наглядные тому свидетельства: «Всяк язык Бога хвалит. Всяк по-своему Бога хвалит. Все один Бог, что у нас, что у них (у иноверцев). Бог один, как ни призывай его. Бог один, да молельщики не одинаковы. Как ни молись, Бог все услышит. Дай Бог нашему Богу жить, – все живы будем. Что тому Богу молиться, который не милует?» [13, с. 39]. В словаре также приводятся следующие высказывания: «Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Хоть в Польше, а Бога нет больше. Все от Бога. Какова вера, таков у нее и Бог». Вера разных народов в единого Бога является важнейшей сакральной ценностью во всех монотеистических религиях, несмотря на все существующие различия между ними. Понимание единого Бога у представителей различных монотеистических религий не является идентичным. Более того, вследствие сложных и противоречивых, а в определённые исторические периоды и откровенно враждебных отношений различных религиозных конфессий друг к другу может сложиться мнение, что в каждой из монотеистических религий существует свой «особый» единый Бог. Это одна из крайностей, которая не соответствует истине. Другой крайностью является точка зрения, выражаемая некоторыми представителями экуменизма, которые ради сближения религий уходят от проблемы их принципиальных различий относительно понимания сущности единого Бога. Представители экуменизма, по сути, отказываются видеть между пониманием божества в различных религиях авраамического монотеизма существенные отличия. Экуменический подход несёт в себе возможности ошибок, связанных с распространением представлений о едином Боге на политеистические религии, каковыми являются индуизм и буддизм (когда понятие верховного бога смешивают с понятием единого), а также на различные культы, секты, раскольничьи сообщества, теософские и антропософские общества, где понимание божества является неканоническим и уже этим принципиально отличается от понимания Бога-Абсолюта в монотеистических религиях.

Исходя из приведённых в сборнике Владимира Даля «Пословицы русского народа» фразеологических оборотов, мы можем судить со всей определённостью относительно представлений русского народа о характере отношений, существующих между человеком и Богом. В данном сборнике приводится большое число пословиц, в которых выражено отношение русского народа к Богу. Эти пословицы говорят о глубокой вере русского народа в единого Бога и Иисуса Христа, о готовности к самопожертвенному служению человека Богу. Согласно Ф. М. Достоевскому, в каких бы сторонах, даже самых темных, не проявлялось бытие русского народа, всегда на первый план выходило представление о нем как о народе-богоносце, народе – святом чудотворце, народе-страстотерпце. В качестве одного из свидетельств в пользу такой оценки великим писателем русского народа можно привести не только религиозно-философские и богословские тексты, написанные мыслителями и писателями, но и идущие из недр народной жизни пословицы, поговорки, загадки, сказки, собранные Владимиром Далем в ходе длительной и кропотливой работы над фольклорными источниками. Для характеристики мессианских чаяний русского народа, о которых говорит Ф. М. Достоевский, исключительно важным является упоминание о «русском Боге», который в словаре В. И. Даля является не древнеславянским языческим божеством, а единым Богом христианской веры: «Русский Бог велик. Велик Бог русский и милосерд до нас». В «Пословицах русского народа» утверждается, что «Бог – это всё. Все от Бога. У Бога света с начала света все доспето» [Там же, с. 27].

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв