Просмотров 501

Как уже было отмечено ранее, в словаре, составленном В. И. Далем, раскрываются представления о сакральном в языке русского народа в различные исторические периоды его существования. Главной сакральной ценностью христианской религии и православной русской культуры признавался всегда единый Бог – Творец. В словаре В. И. Даля подчёркивается, что Бог воспринимался верующими как «Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной» [12, с. 103]. Смысл употребления этого слова в «Толковом словаре» В. И. Даля связан именно с мировоззренческой парадигмой православия. Бог в религиях традиции авраамического монотеизма наделён, прежде всего, качеством Абсолюта. Именно безусловность его существования, в отличие от существования мира, который им создан, рассматривается в христианской теологии как Абсолют. Согласно «Толковому словарю», у слова «абсолютный» имеются следующие значения: «безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный» [Там же, с. 2]. Именно всеми этими качествами и обладает Божество в монотеистических верованиях. В странах, исповедующих православие, в середине ХІХ века, во времена жизни В. И. Даля, формой правления являлась абсолютная монархия во главе с наследственным правителем – царём. Этот принцип единства православной веры и монархической государственности зафиксирован в представлениях о едином Боге – на небе и едином царе – в государстве. Поэтому представление об абсолютной, по своей сути, православной «народной монархии» как об оптимальной форме правления было свойственно подавляющему большинству русских людей того времени, что в определенной мере нашло отражение и в словаре В. И. Даля. Так, в словаре дано прямое сопоставление Бога и царя: «Кто Богу не грешен, царю не виноват. Виноватого Бог простит (помилует), а правого царь пожалует. Кого милует Бог, того жалует и царь. Бог на небе, царь на земле. Богу приятно, а царю угодно. Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает. До царя далеко, до Бога высоко» [Там же, с. 103]. Необходимо отметить, что за подобные сопоставления фактически вплоть до середины 60-х годов ХХ века в советской научной литературе господствовала критическая оценка творчества В. И. Даля, во многом связанная с его монархическими и религиозными убеждениями.

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв