Просмотров 538

Огромное количество примеров выражения сакрального начала в словах русского языка приводится в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в его сборнике «Пословицы русского народа». Каждое слово, приведенное в словаре, самоценно; за каждым фразеологическим оборотом скрывается живая культурная традиция, которая уходит в глубину веков и продолжается в наше время. Благодаря генетической памяти огромного количества предыдущих поколений до нас дошли многочисленные слова и обороты, используемые ещё во времена славянского язычества. Необходимо подчеркнуть, что вплоть до настоящего времени «Толковый словарь» Владимира Даля для развития русского языка играет основополагающую роль. Роль «Толкового словаря» В. И. Даля в развитии русского языка в какой-то мере можно сравнить с той ролью, которую играют священные книги в формировании религиозного мировоззрения. Данный словарь в известном смысле является сакральной книгой для подлинных любителей русской словесности. В словаре В. И. Даля зафиксирован почти весь как светский, так и религиозный опыт русского народа. В этом словаре показан опыт взаимоотношений человека не только с природной и социальной реальностью, но и с трансцендентной, сакральной реальностью, с Богом. Поэтому, вне всяких сомнений, словарь Владимира Даля является одним из важнейших источников, с помощью которых возможно постичь место и роль сакрального как непосредственно в русском языке, так и во всей русской культурной традиции.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» зафиксированы многочисленные языковые слои, относящиеся к разным историческим эпохам и разным местностям. Эти языковые слои содержат огромное богатство и многообразие представлений не только русского народа, но и других восточнославянских народов о сакральных ценностях, от мифопоэтического наследия славянского язычества до классической русской литературы ХІХ века. Одно из важнейших мест в этом огромном культурном наследии занимают представления славянских народов о святости. Представления о сакральном существовали ещё с незапамятных времен славянского язычества. Однако представление о святости как высшей форме сакрального бытия было привнесено в национальную русскую традицию и традицию других восточнославянских народов именно христианской религией, которая имела, по своей сути, мировой, наднациональный характер. Анализ словаря В. И. Даля даёт возможность проследить характер взаимоотношения русской национальной традиции и христианства как мировой религии, показать взаимообусловленность и взаимозависимость национального и наднационального начал в языковой реальности. Диалектический характер отношений этих двух начал с особой силой проявился в процессе развития русской культуры ХІХ столетия, вышедшей из относительной изоляции и вошедшей в данный исторический период в число первостепенных культур человечества. Без осознания исключительно важной роли религиозно-культурной метакатегории сакрального невозможно понять всю сложность и неоднозначность русской литературы, сделавшей в ХІХ столетии колоссальный рывок в своём развитии. Если русская литература ХVIII столетия была глубоко провинциальной и практически неизвестной всему остальному миру, то писатели конца ХІХ века Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов заняли главенствующее место в отечественной литературе указанного периода и важнейшее – в мировой литературе всех времён и народов. На наш взгляд, одной из основных предпосылок этого грандиозного литературного прорыва и являлось издание В. И. Далем «Толкового словаря», определившего нормативные, а значит, и «сакральные» основы русской речи.

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв