Просмотров 538

Ф. М. Достоевский являлся прямым предшественником русской религиозной философии, почти вся проблематика которой непосредственно вышла из его творчества. Творчество русских религиозных мыслителей в своём подавляющем большинстве – это, собственно говоря, не философия в западноевропейском понимании с железной логикой, развёрткой категориального аппарата. По сути, русская религиозная философия конца ХІХ – начала ХХ века является одной из ветвей великой русской литературы. Она апеллирует, в первую очередь, не к понятию и логике, а именно к художественному слову, которое, как и поэтическое слово Библии является медиатором сакрального. Русские мыслители, такие как В. С. Соловьёв, В. В. Розанов или Н. А. Бердяев, являются скорее философствующими писателями. Подобная философия никогда не отличалась рациональностью суждений. Большинство произведений русских мыслителей написаны в форме эссе или афоризмов. Такой свободной манерой изложения она отличается от древнегреческой или немецкой классики, опирающейся на строгий понятийно-категориальный аппарат.

О понимании слова как медиатора сакрального в культуре свидетельствует также такое направление, получившее развитие в русской религиозной философии как «философия имени». Стремление русских философов к сакрализации Слова нередко выводит русских мыслителей за рамки канонического православия. Это, в частности, характерно для творчества таких выдающихся русских мыслителей, как В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев. Священник П. А. Флоренский является приверженцем «имяславия», по отношению к которому существовала негативная оценка со стороны официальных церковных кругов. Позиция русских мыслителей в отношении «философии имени» полностью вытекает из русской культурной традиции. Возникновение «имяславия» вполне соответствует внутренней логике развития культурной традиции России. В какой-то степени можно даже говорить о существовании культурной преемственности, существующей между русской поэзией «золотого века», и «имяславием», которое в русской религиозной философии заявило себя уже в эпоху «серебряного века» русской поэзии. Хотя, на наш взгляд, «имяславие» и «философии имени» имеют самое непосредственное отношение к проблеме слова как медиатора сакрального в русской культуре, однако они не могут быть подробно рассмотрены в контексте всей истории русской культуры вследствие ограниченного объёма данной статьи.

Таким образом, Слово в русской культуре рассматривается как важнейший медиатор сакрального. Оно непосредственно связано с нуминозным, духовным началом. В своём идеальном бытии Слово и есть Бог.

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв