Просмотров 135

В поликультурном «большом обществе» (или суперэтносе), стремящемся к устойчивой интеграции, актуализируется именно это универсальное измерение Традиции (в отличие от множества локальных «традиций») и культивирование соответствующего ему типа человека. Это тип человека, определяемый наличием в его сознании и деятельности интенции на реализацию сверхценности, а вследствие этого и способностью воспроизводить лучшие традиции своей локальной культуры (а главное, и саму способность к культуротворчеству) в трудных условиях экспансии принципиально «пост-культурного» (В. В. Бычков) общества потребления. Для него центр личностной идентичности – не в эмпирических особенностях своей «индивидуальности», но – в сверх-индивидуальном образе «вечного человека» (Г. К. Честертон). В данном контексте разрабатывается термин «традициология» для обозначения особой междисциплинарной парадигмы гуманитарных исследований [3].

Актуальная причастность культурному наследию основывается на прямом воздействии архетипических образов культуры, воплощающих ее основные ценности. Утрата способности воспринимать прямое воздействие архетипов, полное «опускание» их в область бессознательного означает начало разрыва культурной преемственности. Сакральные ценности, восходящие к базовому религиозному опыту данной культуры, отраженные в символических конструкциях, обладающих динамическим потенциалом, представляют собой онтологическое ядро традиции. В символах сакральной традиции присутствует как момент изначальной структурной неизменности, так и момент периферийной изменчивости, определяющий их динамику. Динамика традиции определяется изменчивостью и процессуальным характером идентификации индивидов и сообщества с культурными ценностями и образцами прошлого. Традиционная культура является специфическим способом организации жизнедеятельности, основанным на наследовании коллективных смыслов, ценностей, норм. Традиционная культура – это такой способ бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий. Культурные смыслы – это категория цели действия, а технология – способа действия. Внешними признаками традиционной культуры являются опора на сакральные тексты и жесткая социальная стратификация. Ядро традиционной культуры имеет аксиологический характер. Ценности формируют социальные установки, мотивационную сферу, отношение к миру, когнитивные эталоны, стереотипы сознания, национальный характер. Поэтому интегративная характеристика традиционной культуры может быть получена через изучение ценностно-смысловых параметров и их понимание во времени.

Признание способности традиционного общества к динамическому развитию, креативного потенциала традиции (Ш. Айзенштадт) в известной мере размывает различия между «традиционным» и «нетрадиционным». Нам представляется, что критерием «традиционности» общества может служить способ культурного воспроизводства: традиционный тип воспроизводства определяет наличие непосредственного духовного ученичества как основы поддержания преемственности сакральной традиции. Общества, утратившие механизмы такой преемственности, традиционными не являются.

12 Июл 2021 в 13:19. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв