Просмотров 160

В русской философии разработан ряд ценных терминов, которые фиксируют специфическое содержание традиционной культуры и специфику «традиционного человека». Например, согласно одной из принципиальных концепций русской философии, познающий субъект должен стать причастным «софийному сознанию» – это и есть процесс «овладения Истиной», который не может опираться лишь на отдельные познавательные способности человека. Постижение истины является итогом «цельного знания», который синтезирует веру, разум и чувства путем преодоления «неодушевленных абстрактных формул», заменяя их «организмом идей», коренящимся в Софии. «Софийное» бытие – одна из центральных философских категорий, обозначающих основу всего существования как для мира в целом, так и для отдельных его предметов, вещей и явлений. Известно, что бытие является основным предметом онтологии и одновременно едва ли не самым общим и употребляемым понятием во всей истории философии. Эта категория выступает необходимой предпосылкой осмысления единства мира во всем его многообразии. Приобретая «софийное» измерение, она становится основой для иерархического понимания всего сущего. Традиционное разделение «мира» на мир посю- и потусторонний является важнейшим структурным разграничением в интенсивном плане. Сама бинарная оппозиция миров отражала реальную практику различения жизни физической и жизни нравственной, духовной. Восходя к Сократу и Платону, это разграничение шло не параллельно с экстенсивным структурированием «мира», но в тесном переплетении с ним. Сфера идеальных сущностей и выступает в качестве смыслового хронотопа, опосредуя собой отношение человека к природе в процессе его чувственно-предметной жизнедеятельности.

Человек, соотнося свою деятельность с идеальными сущностями, разрывает ограниченную связь лишь «своими» в пределах своего «мира» и оказывается включенным в универсальную социальную связь, ибо важнейшая особенность идеального состоит в его всеобщности. Идеальное расширяет «мир» до всеобщности, хотя для каждого отдельного человека этот «мир» в его целостности дан лишь в том или ином аспекте. Именно в сфере идеального помещается цель жизнедеятельности. Формирование охарактеризованных выше телеологических структур происходило по мере усложнения самой человеческой жизнедеятельности. Уже использование элементарных орудий труда предполагает определение цели. В этом контексте понятным оказывается столь очевидный перенос на «мир» (космос) структуры социальных отношений. «Мир» как идея становится одним из существенных инструментов социального контроля, превращаясь в своеобразную нормативную модель социальной необходимости (которая рассматривается в качестве необходимости вообще).

Углубление противоречия между умственным и физическим трудом постепенно привело к разрыву между деятельностью целеполагания и деятельностью по реализации цели. По это причине в условиях прогрессирующего разделения труда настоятельной становится проблема обеспечения целостности жизнедеятельности или, по крайней мере, компенсации ее разорванности. Однако в разорванной жизнедеятельности целеполагание и реализация цели, взятые по отдельности, лишаются смысла, ибо и то и другое утрачивает видимую связь с целостностью жизнедеятельности. Иными словами, и то и другое нуждается в «оправдании» путем соотнесения с этой целостностью, но в условиях отчуждения (источник которого и коренится в разделении труда) такое видимое соотнесение оказывается невозможным; именно на этой почве произрастают различные формы нигилизма и возникают нигилистические способы преодоления нигилизма, выражающиеся в индивидуалистическом активизме, асоциальном по своей сути. Сюда же следует отнести и столь характерные для XX столетия нигилистические тенденции «опрощения», возврата к «изначальному времени». Однако, как показывает еще весьма свежий исторический опыт, простота душевной и духовной организации и в наше время по-прежнему хуже многих других пороков.

12 Июл 2021 в 13:19. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв