Просмотров 198
УДК 130.2
В. Н. Даренская
Актуальность философско-культурологического исследования традиции определяется целой совокупностью социально-политических, идеологических и теоретических факторов, главным из которых являются назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социальной стабилизации. Основой государственной политики России в настоящее время является защита цивилизационного суверенитета и стратегия народосбережения на основе возрождения традиционных ценностей русской цивилизации. Об этом говорится в различных программных документах и в выступлениях В. В. Путина. Однако очевидно, что в современном мире такая задача представляется весьма сложной и даже парадоксальной, поскольку господствующий тренд современной цивилизации состоит, наоборот, в окончательном уничтожении традиционных ценностей.
Данный процесс начался еще в эпоху модерна, которая в России приобрела самый радикальный и разрушительный характер в советский период. В настоящее время стало очевидным, что без возрождения базовых ценностей традиционной цивилизации (религиозная и трудовая этика, семья, ответственное отношение к жизни) народ обречен на моральную и культурную деградацию, а затем и физическое вымирание. Этот очевидный факт ставит перед современными учеными-гуманитариями, и в первую очередь перед культурологами, принципиальную проблему: исследовать стратегии возрождения традиционных ценностей в современном социуме. Постмодернистская культурологическая и философская мысль преодолевает привычное противостояние традиции и модерна, уходит от присущего модерну духа превосходства в отношении традиции. Вместе с тем постмодернистское понимание традиции исходит из ее множественности, т. е. равноценности и взаимной непереводимости культурных контекстов. В этом контексте требует пересмотра само понятие традиции в качестве философско-культурологической категории. В первую очередь речь идет о том, что традиция должна пониматься как «многослойное» явление, имеющее, с одной сторона, свое устойчивое онтологическое «ядро», а с другой – свои изменчивые внешние формы, которые носят характер, адаптивный к «велениям времени».
Целью данной статьи является концептуализация понятия «традиция» в качестве философско-культурологической категории, охватывающей разные уровни бытия культуры в качестве такого определенного синтеза различных ее уровней – от сакрального «ядра» до вариативных временных форм.
Понятие «традиция» восходит к лат. trāditiō, к глаголу trādō, означающему «передавать». В статье «Традиция» в «Новой философской энциклопедии» (2010) В. И. Толстых определяет традицию как «способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина „традиция” определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым… Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания» [13, с. 87]. О. В. Ледовская в диссертации «Роль традиций в современной культуре» (2006) справедливо отмечает, что «с течением времени традиция стала рассматриваться как категория, призванная охватить все способы фиксации, передачи и воспроизводства культуры» [6, с. 9].
12 Июл 2021 в 13:19. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.