Просмотров 135

В философии характеристику традиционного общества в связи с динамикой культур, развитием техногенной цивилизации дал В. С. Степин. Онтологическое понимание традиции развил В. А. Кутырев. Историки раскрыли своеобразие типов культур (А. Тойнби), значение менталитета в культуре (М. Блок, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель, Л. Февр). В политологии «традиционная культура» не является плодотворной категорией, за исключением работ идеолога «арктического» традиционализма А. Г. Дугина. Символикой и морфологией традиции занимался М. Элиаде. Среди отечественных востоковедов следует отметить индолога В. С. Семенцова, который рассмотрел процесс трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагават-гиты; Т. П. Григорьеву, раскрывшую роль невербально-эстетических средств в традиционной культуре. Представители этнографической школы традиционной культуры (А. С. Каргин, Н. А. Хренов, А. Н. Соловьева и др.) осмыслили модификацию традиционной земледельческой культуры в среде культурного потребительства. Таким образом, историографический анализ традиционной культуры показывает, что она не осталась без внимания ученых, однако ее изучение значительно отстает от разработки посттрадиционной проблематики. В отечественной культурологии и этнографии традиционная культура связывалась преимущественно с народным бытом, фольклорным самовыражением. Однако это слишком узкий подход. Огромный потенциал архетипической памяти традиционной культуры в настоящее время становится все явственнее, что наиболее очевидно и остро проявляется в цивилизационных конфликтах и в усилении в современном мире традиционализма в целом.

И. Н. Полонская в докторской диссертации «Социокультурная традиция: онтология и динамика» (2006) отмечает, что «в XX в. парадигма романтизации традиции как изначальной формы организации жизни на сакральных основаниях приобрела новые очертания в трудах Р. Генона, А. Кумарасвами, Ф. Шуона, Ю. Эволы, где острая критика социального порядка, идеологии и культуры модерна давалась в контексте эзотерического подхода к истории человечества, а традиция рассматривалась как единое дорелигиозиое, аутентичное состояние общества. В парадигме традиционализма понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации» [9, с. 10]. Такое «эзотерическое» понимание сущности традиции легло в основание большого философского течения ХХ века, которое получило название «традиционализм». В настоящее время это течение существует в весьма разветвленной форме и широко распространено в России. В сущности, все современные российские философы и культурологи, которые идентифицируют себя как православных, являются традиционалистами. Из наиболее значимых и «знаковых» фигур данного направления следует назвать академиков Д. С. Лихачева, С. С. Аверинцева и Б. В. Раушенбаха; профессоров А. С. Панарина, И. Р. Шафаревича, И. А. Есаулова, В. Н. Расторгуева и др. Таким образом, сам «традиционализм» может рассматриваться как интеллектуальная традиция, направленная на сохранение сакрального «ядра» культуры.

12 Июл 2021 в 13:19. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв