Просмотров 135

Таким образом, проблема анализа смысловых структур жизни человека возможна лишь при учете специфики кратко охарактеризованного выше человеческого «мира» в качестве смыслового хронотопа. Возникающие здесь проблемы касаются и особенностей историзма, и процессов опредмечивания и овеществления человеческой деятельности, и механизмов отчуждения. В современной культуре происходит возвращение к тем понятиям и способам осмысления мира и места человека в нем, которые содержат в себе глубокие гуманистические традиции прошлого. Одно из таких понятий – духовность. Это емкое понятие раскрывает человека как существо, глубоко укорененное в культуре, имеющее высокий гуманистический потенциал, моральную устойчивость и широко познавательный взгляд на мир.

В современной культурно-исторической перспективе философское осмысление круга вопросов, связанных с наличием или отсутствием духовности, – это не просто актуальная тема теоретических изысканий, но и настоятельное практическое требование общественной жизни, характеризующейся не только переплетением культур, размыванием традиционных устоев межкультурного взаимопонимания, но и обострением чувства национального самосохранения и развития национальных культур. Духовность – понятие синтетичное, всеохватывающее, ориентирующее на рассмотрение человеческой жизни и процессов, происходящих в социокультурной сфере, с точки зрения их целостности и телеологической направленности. До недавнего времени существовала парадоксальная ситуация: советские философы рассматривали такие феномены, как «духовная культура», «духовные интересы», «духовный труд» и другие, тогда как их общий знаменатель – духовность – не попадал в поле их зрения. Такая ситуация определялась не случайностью или забывчивостью. В рамках идеологизированной философии, при окончательном сращении структур «производства философского знания» и идеологических структур власти отсутствие анализа феномена духовности было преднамеренным и «запланированным». Одной из причин этого было абсолютное противопоставление материалистической и идеалистической философий, при котором разработка проблем духовности приписывалась только последней. Другая причина – редуцирование проблем духовности к одним лишь религиозным вопросам. Сказывались также характерный для советской философии гносеологизм, уклон в сциентизм, господствовавший в идеологии тоталитаризм, который в выдвижении идей о духовности как самоопределяющем центре личности и ее жизненной позиции видел опасный для себя феномен, то «место», где возникает потенциальная оппозиция.

12 Июл 2021 в 13:19. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв