Просмотров 92

Особой спецификой эволюции «философии диалога» с формальной точки зрения является ее «притяжение» к Восточной Европе (в частности, Э. Левинас родился в Литве и учился в Харькове, а М. Бубер учился в гимназии во Львове), а в содержательном плане – своеобразная инверсия пути: если первые» диалогисты исходили из данности «глубинного опыта Ты», то следующая генерация уже исследует законы его воспроизводства после духовных катастроф ХХ века. Впрочем, названная тенденция не является чем-то новым и неожиданным, более того, она зародилась в 1920-х годах, в творчестве А. А. Ухтомского, Я. С. Друскина и прежде всего – М. М. Бахтина.

Аутентичному религиозному пониманию человека и его диалогичности противостоит предельная прагматизация понимания диалогических отношений в современной цивилизации. В частности, даже во многих концепциях, претендующих на статус философских, коммуникация понимается лишь в «смысле налаживания путей содержательного проведения времени с другими, скорее является делом веры и риска, чем техники и метода… „Коммуникация” представляет себя как легкое решение тяжелых человеческих проблем: речь, конечность, множественность. Почему другие не употребляют слов, как это делаю я, или не чувствуют или видят мир, как это делаю я, – является проблемой не так настройка передачи и получения сообщений, как организации коллективного бытия, предоставление места в мире друг другу… Слишком часто „коммуникация” отклоняет нас от задачи совместного строительства миров. Она приглашает нас в мир союзов без политики, понимания без языка и душ без тел – только для того, чтобы политика, язык и тела вновь появились уже как препятствия, а не как благословение», – пишет один из критиков указанного упрощения, современный американский философ Дж. Питерс [23, с. 40].

В этом контексте являются плодотворными категориальные различия, в свое время введенные М. С. Каганом, который разделял сферу коммуникации как сферу сугубо информационных процессов, протекающих по модели «объект – объект», и сферу общения (диалога) в собственном значении слова как область смыслообмена по модели «субъект – субъект» [13, с. 36]. Естественно, что в реальном взаимодействии людей оба процесса сращены в нечто единое и могут быть отделены лишь в теоретической абстракции, однако без такой абстракции исследование диалоговых отношений было бы невозможным. Абстракция «чистой коммуникации» рассматривает любого человека как простой «передатчик» информации, а другого – как ее простой «приёмник», т. е. неявно предполагает, что оба они находятся в едином, однородном и внутренне абсолютно прозрачном смысловом поле, что и позволяет «приёмнику» сразу и однозначно понимать, о чем, собственно, ему передается определенное количество информации. При этом не принимается во внимание субъектный характер «приёмника» и «передатчика», то есть тот факт, что они имеют, помимо общего, еще и свои собственные смысловые «поля». Последнее обстоятельство приводит к целому ряду парадоксов, в частности, к неравенству количества «переданной» и «полученной» информации, но не в результате ее потери или увеличения «на пути» вследствие «шума» и т. п. Подобный парадокс возникает потому, что одно и то же (с точки зрения его знаково-символической формы) сообщение со стороны «передатчика» и со стороны «приёмника» воспринимается как совсем не тождественное по своей предметно-смысловой сфере – здесь с самого начала по-разному понимается то, о чем сообщается. Таким образом, например, «приёмник» может получить больше информации, чем ему было отправлено с точки зрения «передатчика», или наоборот. В приведенном примере парадокса, который невозможно объяснить в рамках чисто информационного взаимодействия, проявляется эффект его опосредования принципиально неинформационным типом взаимодействия – общением, диалогом. Общение в собственном смысле этого слова всегда имеет диалогический характер, поскольку предполагает разрыв, неоднородность, спонтанность и смысловую гетерогенность смысловых «полей» (горизонтов) разных субъектов высказывания и восприятия сообщений.

30 Дек 2020 в 11:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв