Просмотров 43

Таким образом, фундаментальная трансформация понимания сущности диалога произошла в европейской культурной традиции после принятия христианства, которое несло в себе понимание бесконечной ценности каждой человеческой личности, неповторимости, сложности и неиссякаемости ее внутреннего мира. Вследствие этого формируется принципиально новая концептуализация диалога, первое яркое проявление и философскую концептуализацию которой находим у Августина Блаженного. Во-первых, возникает феномен внутреннего диалога, персонажами которого выступают Душа, Ум, Сердце, Дух, Плоть (в русской традиции этот тип диалога ярко представлен в диалогах Г. С. Сковороды). Во-вторых, диалог приобретает особый исповедальный характер, направленность к Богу как абсолютному Собеседнику. С точки зрения формы в традиционной христианской культуре произошел определенный синтез восточного (библейского) и античного (риторического) типов диалога. В философии с диалогической точки зрения начинает трактоваться и диалектика, которую П. Абеляр определил как disputatio tota versatur et finitur inter duos, причем «истинными могут оказаться оба противоположные мнения, поскольку любой термин многосмыслен и зависит от контекста и ситуации» [4, с. 174]. Сам П. Абеляр в сочинении «Диалог между философом, иудеем и христианином» формулирует принцип, позволяющий выходить за пределы привычного регламентированного схоластического диспута и вести диалог между участниками с принципиально разными мировоззренческими позициями, исходя из того, что «конечно, ни одно учение… не является до такой степени ошибочным, чтобы не содержать в себе какой-либо истины, и, я думаю, нет ни одного настолько пустого спора, чтобы у него не оказалось какого-либо поучения (documentum)» [1, с. 314].

Для средневековой Европы характерна жесткая институционализация рациональной коммуникативной культуры. В частности, в университетах под специальную процедуру dіsputatіones отводилось место в распорядке всего учебного года, и устраивались они фактически еженедельно: «Дважды в год, по случаю больших праздников, предназначались quaestіones quodlіbetales… Средневековая культура Quaestio с ее твердой социальной регламентацией даже устных форм… строго дисциплинированных и дисциплинирующих, в договоренных границах своих дискурсивных правил – место, где всякого рода домыслы и софистические уловки вряд ли могли рассчитывать на успех» [24, с. 193]. В свою очередь, центральная проблема Quaestio разбивается на последовательность отдельных вопросов, предполагающих обычно ответ «да» или «нет». Метод изложения заключается в том, чтобы предельно усилить оба возможных ответа, снабжая их соответствующими аргументами. Современные исследователи характеризуют этот метод как «герменевтическую добротность», которая заключается в том, чтобы «насколько возможно усилить аргументы научного оппонента или текста, которые не совпадают с нашими собственными убеждениями» [Там же, с. 194].

30 Дек 2020 в 11:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв