Просмотров 184

В. М. Шелюто

Язык лежит в основе формирования и дальнейшего развития культуры каждого народа. Он представляет собой вместилище сакральных смыслов и ценностей и является основой бытия культуры. Посредством языка сакральное манифестирует себя в духовном пространстве. Согласно М. Хайдеггеру, язык – это «дом бытия», в котором хранится его истина [Цит. по: 1, с. 428]. Немецкий мыслитель всячески подчёркивает, что не столько «люди говорят языком, сколько язык говорит людям и людьми». Язык является тем «местом и временем», где сакральное обретает свой онтологический статус и существует как «реальность особого рода». Язык есть та духовная субстанция, благодаря которой «глубокое и невыразимое» по своей природе сакральное начало обретает свое эстетическое бытие.

Проблема слова как сакрального начала культуры, Слова как Логоса имеет непосредственное отношение к процессу понимания глубинных основ русской культурной традиции. Бытие сакрального Слова в русской культуре проходит сквозь века. Сакральное Слово продолжает звучать в душе русского народа, несмотря на весь драматизм его исторического развития, проявляющийся в таких исторических катаклизмах, как кровопролитные войны, революции, массовые репрессии. Несмотря на глобальные изменения в приоритете ценностных ориентиров и мировоззренческих основ оно остаётся в сердце человеческом. И пока звучит это Слово, будет жива и сама культурная традиция русского народа.

Слово, выступая базовым структурным элементом речи, является важнейшим медиатором сакрального и в эстетическом процессе. Язык является той основой, которая удерживает культуру русского народа от распада в её самые тяжёлые времена существования. Он удерживает её в том поле смыслов, которые обретены культурой в ходе драматических и судьбоносных событий всего предшествующего исторического пути. В ходе исторического процесса русский язык претерпевает серьёзные трансформации, но эти трансформации свидетельствуют лишь о неисчерпаемом потенциале русской культуры. Действительно, древнерусский язык по своему словарному составу существенно отличается от русского языка ХVIII столетия, на который оказали серьёзное воздействие петровские реформы, благодаря которым было прорублено «окно в Европу» и, таким образом, произошёл синтез двух культур, давший, по сути, классическую форму русского литературного языка ХIХ века. Классическая форма русского языка, заявившая о себе в поэзии А. С. Пушкина, оформленная в словаре В. И. Даля и проявившаяся с особой силой в великой русской литературе второй половины ХIХ столетия, отличается от языка советской эпохи 20 – 30-х годов ХХ века, загрязненного элементами «новояза», представляющими странные аббревиатуры и неологизмы. Тем не менее путь русской культуры, сложный и противоречивый путь, неоднозначный и парадоксальный, проявляется, прежде всего, в словесном творчестве писателей разных эпох. Это творчество связано преемственностью между собой различных языковых форм в гораздо большей степени, нежели политическими ориентирами. Его следует принять таким, каким оно есть, дабы не затеряться в стремительно изменяющемся мире, идущем по пути тотальной глобализации, в результате которой утрачиваются многие сакральные ценности и происходит, согласно О. Шпенглеру, вырождение культуры в цивилизацию. Выдающийся русский филолог Ф. И. Буслаев говорит о парадоксальности «русской души» следующее: «Русский народ, в его прошедшем и настоящем, – неизвестная для нас величина, для определения которой напрасно будем справляться с иностранными книжками. Только он сам, в разнообразных явлениях своей нравственной жизни, может открыть себя пытливому взгляду. Может быть, он выскажет нам не одни свои достоинства, но и многие недостатки; ведь человеческая жизнь слагается из света и тени: надобно, следовательно, оценить и темные стороны русской народности, и, вместо того, чтобы против них юношески донкихотствовать, следует беспристрастно указать им надлежащее, законное место в экономии прочного, без крутых скачков, исторического хода русской жизни» [2, с. 305 –306].

14 Окт 2016 в 19:41. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Навигация

Рубрики

Поиск

Архив

Наш город

Подписка

  • Наша группа Вконтакте
  • Подписка на Фейсбук
  • Подписка на Твитер