Просмотров 342
В отличие от мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, и даже мыслителей эпохи модерна, с их жизнеутверждающими тезисами относительно человека, постмодернизм конца ХХ века, в лице его наиболее выдающихся представителей Р. Барта и М. Фуко, стал склоняться к идее «смерти человека» в плане философского понимания данной проблемы. У мыслителей данного направления концепт «смерти» – Танатос – стал явно доминировать над концептом «жизни». Доминированием таких тенденций постмодернистское мировоззрение отличается от учений о человеке, созданных мыслителями предшествующих эпох. Преобладание мотивов, связанных со смертью, характерно для притч Ф. Кафки, пьес представителей литературы абсурда С. Беккета и Э. Ионеско, «нового романа» А. Роб-Грийе, К. Симона и др. Физическая и духовная смерть человека, его моральное и биологическое вырождение в современном мире стало объектом художественного исследования многих писателей эпохи постмодерна. В частности, указанные мотивы доминируют во многих произведениях современных русских писателей В. Пелевина, В. Сорокина, Ю. Мамлеева, Е. Радова и др. Петербургский кинорежиссёр Е. Юфит даже обозначил избранный им художественный стиль термином «некрореализм». Согласно мысли режиссёра, «некрореализм» входит в свои права, когда утрачены практически все прежние духовные ценности и у человечества исчезли «последние надежды». В этой ситуации главной ценностью объявляется именно смерть. Один из фильмов мексиканского режиссёра Ф. Аррабаля так и называется: «Да здравствует смерть».
Проблема человека всегда оставалась приоритетной в творчестве религиозных философов, которые вели идейный спор с представителями философского модернизма и нигилизма. Особый вклад в разработку учения о человеке как существе духовном внесла русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ века. Проблема человека была с особой остротой поставлена в литературном творчестве Ф. М. Достоевского. Она нашла дальнейшее развитие в трудах русских мыслителей Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, В. В. Розанова, Ф. А. Степуна, С. Л. Франка и др. Представители таких направлений религиозной философии Запада, как религиозный экзистенциализм, персонализм и неотомизм, рассматривая различные антропологические проблемы, также акцентировали внимание на духовной сущности человеческой природы.
01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.