Просмотров 343
Изначальную свободу человека признаёт как религия, так и атеизм. Однако понимание истоков этой свободы и её содержания в религиозных и атеистических учениях существенно отличаются друг от друга. Наиболее остро в различных типах мировоззрения ставится вопрос о том, каким образом будет реализована внутренняя свобода, коренящаяся в человеческой природе. Будет ли это свобода в Боге или свобода от Бога, или даже свобода против Бога? На этот вопрос религиозные и атеистические учения дают противоположные ответы.
Категория свободы занимает одно из центральных мест в атеистическом мировоззрении. Атеизм приобретает своих приверженцев преимущественно в кризисные периоды истории человечества именно благодаря присутствию в нём в качестве основания идеи свободы. Атеисты часто именуют себя «свободомыслящими». В атеистическом мировоззрении выражена «нигилистическая» реакция на устойчивые религиозно-метафизические установки, благодаря которым культура сохраняет свою целостность в процессе изменчивости исторического бытия. Формирование устойчивого атеистического мировоззрения как чётко выстроенной идеологии невозможно для большинства культур, базирующихся на дохристианских и нехристианских религиозных традициях. Последовательное учение атеистической направленности не может сформироваться в рамках религиозно-философских традиций индийского происхождения. Формирование подобного учения невозможно вследствие эфемерности представления о божествах в индуизме и буддизме, а также в изначальном стремлении данных религиозных учений растворить человеческую индивидуальность в различных универсальных формах. Этими универсальными формами для религий востока являются кастовая система, циклическое время и «вечное возвращение», реинкарнация, пантеизм. В этом случае не представляется возможным формирование убедительной атеистической позиции, поскольку в таких религиозных учениях не существует божества как объекта противопоставления по отношению к свободной воле человека. В подобных религиозно-философских традициях также нет устоявшихся представлений о человеческой личности, которая в силу наличия свободной воли может не пожелать быть «рабом Божьим» и даже готова протестовать против деяний божества. Не может возникнуть также устойчивая атеистическая идеология в рамках религиозной традиции ислама вследствие того, что ислам провозглашает, в первую очередь, не свободу выбора человека, а, наоборот, изначальную покорность высшей силе. Это тенденция отчётливо выражена в самом названии данной религии: слово «ислам» означает «покорность».
01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.