Просмотров 325

В связи с этим проблема смерти и бессмертия является одной из основополагающих в проблематике философско-антропологических учений. На ней акцент делается в самых разных религиях и философиях. Одни из них утверждают, что смерть не является злом, потому что она не является концом жизни; другие же утверждают, что смерть не есть зло, потому ею заканчивается жизнь и после неё уже нет никакого посмертного существования. Такому различию в трактовках проблемы смерти и бессмертия предшествуют соответствующие представления о сакральном начале в культуре и религии того или иного народа.

В контексте различных культур и религий указанная философско-антропологическая проблема решается по-разному. Для христианства характерно представление о бессмертии души. Согласно христианскому мировоззрению именно через страдание, сокрушенное сердце и покаяние в человеке вызревает духовная истина. Так, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников от «ницшеанского своеволия», выразившегося в убийстве, через муки совести, глубокое осознание своей вины и покаяние приходит к Христу. Мученическая смерть и воскрешение Иисуса Христа является образцом ухода из этого мира согласно христианскому мировоззрению.

В отличие от мученической смерти на кресте Иисуса Христа, в индуизме и буддизме существует принципиально иной идеал ухода человека из жизни. Идеалом буддизма является достижение нирваны, т. е. полное угасание биологической и душевной жизни человека. Итогом жизни Будды, является достижение именно такого состояния, которое описывается как «не это и не то». Следуя буддистским принципам, человек может, подобно Будде легко и безболезненно принять свою собственную смерть и абсолютно спокойно, без всякого напряжения перейти в состояние небытия.

В индуизме остановка колеса перерождений завершает странствия души по многочисленным телам. Одной из важнейших категорий индийской философии является шуньята (пустота). В религиях, принадлежащих к индийской традиции, человек обретает выход в пустоту, освобождаясь от страданий и признавая принципиальную равнозначность всего существующего. В некоторых индийских религиозно-философских учениях, в частности в джайнизме, нравственным требованием к человеку является ахимса, смысл которой заключается в том, чтобы не причинять какого-либо вреда другим живым существам. Исходя из этого принципа, в некоторых направлениях индуизма существует строгие пищевые ограничения, которые исходят из соображений морального характера, запрещающих лишать жизни живые существа. В частности, вследствие полного отказа от употребления мясной пищи в различных направлениях индуизма и джайнизма действует строгая вегетарианская диета.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв