Просмотров 342
С гуманизмом в значительной степени позиционировало себя и коммунистическое мировоззрение, до сравнительно недавнего времени являвшееся одним из господствующих мировоззрений человечества. Данное мировоззрение, провозгласив явное превосходство общественного начала над частным, рассматривало классовую борьбу как основополагающий стержень всемирной истории. В силу этого марксистское мировоззрение, по словам французского философа Л. Альтюссера, проявило себя и как «теоретический антигуманизм», растворяющий индивидуальность и личность в коллективных формах бытия. Коммунистическая идеология всегда была сориентирована, в первую очередь, на социоцентрические и группоцентрические, классовые ценности, а не на человеческую личность как таковую со всей её индивидуальностью и неповторимостью. Попытка мыслителей марксистского направления объяснить всю глубину проблемы человека, исходя исключительно из представления о нем, как о «высокоорганизованной материи», сводила сложную и многомерную проблему человека к социальному и даже, в каком-то смысле, к биологическому уровню. Особенно это характерно для возникших в результате синтеза марксизма и психоанализа учений Г. Маркузе, Э. Фромма, В. Рейха. Эти представители фрейдо-марксизма сводили проблему человека к чисто биологическому началу. Тем самым их позиция полностью смыкалась с позициями З. Фрейда и Ф. Ницше в оценке природы человека. Вследствие такого однобокого подхода некоторые сложные и неоднозначные явления человеческой психологии марксистские и неомарксистские психологические учения стремились объяснить на основе упрощенных трактовок понимания душевно-духовной природы человека. Такая психология обычно исследует только наличного человека, человека в данный момент времени его существования, но совершенно ничего не говорит нам о том, что есть Человек в высшем понимании смысла этого слова. Этот существенный недостаток материалистической психологии совершенно недвусмысленно подметил один из выдающихся советских психологов А. Н. Леонтьев: «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них. Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии» [1, с. 21]. Советская психологическая школа, основываясь в первую очередь на теориях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, несмотря на значительные успехи в раскрытии многих явлений человеческой психики, так и не смогла создать полноценную модель человеческой личности.
01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.