Просмотров 342

Такая модель не была создана и в рамках основных направлений в западноевропейской психологии ХХ века, таких как бихевиоризм, фрейдизм, «аналитическая психология», «экзистенциальный психоанализ» и др. Все успехи и неудачи этих направлений свидетельствует об утрате современной психологией понимания целостности человеческой личности. Ведь человека как личность необходимо рассматривать не только на биологическом уровне, как это делают фрейдисты, и не только на социальном уровне, что свойственно марксизму, но и в отношении к началу более высокому, чем сам наличный человек. Человека следует рассматривать в отношении к Абсолюту, Космосу, Богу, что было свойственно мыслителям прежних исторических эпох античности и средневековья. Исключительно рационалистическая трактовка проблемы человека ведёт к существенному искажению понимания его природы и сущности. Поэтому совершенно справедливым выглядит парадоксальное суждение И. Т. Касавина: «Чем более совершенен разум, тем более подвержен он заблуждению» [2, с. 7].

Современный западный гуманизм, в отличие от марксизма, растворяющего человеческую личность в коллективных формах бытия, апеллирует преимущественно к индивидуализму. В то же время он пытается всячески сгладить существующие глубокие противоречия между представителями различных общественных классов, наций, религиозных конфессий, подменив принципом толерантности наличие у каждого человека собственных убеждений, любовь к истине, веру в Бога. Провозглашая превосходство общечеловеческих ценностей над ценностями различных социальных групп, классов, конфессий, современный западный гуманизм исходит из представлений о человеке вообще. Жизнь такого абстрактного человека, «человека без свойств» лишена какого-либо духовного смысла. Его существование ничем, кроме повседневных забот, не наполнено. Англо-американский поэт Т. С. Элиот называет окружающих его людей «полыми людьми», выражая тем самым глубокий трагизм отчуждённого человеческого существования, существования вне мира и Бога. Современное западное мировоззрение как мировоззрение кризисное в какой-то мере напоминает собой мировоззрение древних софистов. Философия софистов, провозгласившая человека «мерой всех вещей», являлась самой ранней формой гуманизма. Эта философия являлась, по своей сути, кризисной философией, ибо она была переходной формой от досократической к классической философии. Философию софистов, как и современную постмодернистскую философию («антифилософию»), отличали субъективизм, скептицизм и релятивизм. Разница между античными софистами и современным постмодернизмом заключается в том, что в античной софистике, провозгласившей антропологическое измерение, отчётливо виделась перспектива этического антропологизма Сократа, тогда как в постмодерне никакой серьёзной перспективы принципиально нового осмысления проблемы человека не видится.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв