Просмотров 343

Поскольку в христианской теологии смерть предстает как сокровенное знание, подвластное только Богу, человек лишается права осуществить выбор своей собственной смерти. Если для японского самурая, проигравшего войну или даже потерявшего своего хозяина, самоубийство представляет собой ритуал, означающий высшую доблесть в плане исполнения своего долга, то для христианина самоубийство представляет собой фактический отказ человека от Бога. С точки зрения христианской религии человек не является хозяином ни своей жизни, ни своей смерти. Жизнь и смерть человека являются исключительной прерогативой Бога. Покушаясь на свою жизнь, самоубийца пытается стать как бы вровень с самим Богом, то есть в очередной раз совершить грехопадение. Христианство категорически осуждает самоубийство, тогда как другие религии к нему индифферентны или, наоборот, его культивируют. Человек, совершивший самоубийство отлучается в христианстве не только от земной жизни, но и от жизни небесной. Поэтому тела самоубийц не отпевали в церкви и хоронили их только за оградой погоста. Самоубийца, с христианской точки зрения, рассматривался как бросивший свой вызов Богу; как тот, кто не выполнил свое предназначение на этой земле, данное ему Богом и «бросил свой  крест». Человеческая душа после смерти должна была, согласно христианству, соединится с Богом. А самоубийца из-за своей вознесшейся гордыни прерывает этот божественный закон.

Для понимания экзистенциальных истоков человеческой личности важнейшее значение имеет категория свободы. Свобода является одной из тех фундаментальных категорий, наподобие морали, разума, в содержание которой вкладывается различный, порой прямо противоположный смысл. Эта категория подверглась многочисленным интерпретациям и является объектом самых многочисленных философских спекуляций. Говоря о феномене свободы, М. К. Мамардашвили подчеркивает следующее: «Человеческое мышление в той мере, в какой оно осуществляется, в пространстве возможного человека, то есть того, которого никогда не было и не будет, который сейчас – есть нечто способное на такие состояния, относительно которых невообразима причина, почему они могли бы быть… Это феномен свободы, который сам, в свою очередь, не может быть сделан предметом, на основе которого мы могли бы построить понятие свободы. И в этом смысле свобода невысказываема и не есть нечто, делаемое человеком, а он есть то, что производит свободу» [4, с. 21].

Категория свободы является важнейшей в религиозной философии и теологии. На протяжении многих столетий в философии и этике доминировало именно религиозное понимание свободы. В различных религиях свобода является важнейшим атрибутом божества. С точки зрения катафатической теологии человеческое сознание и свобода указывают на то, что существует Абсолютное сознание и Абсолютная свобода. Как отмечает М. К. Мамардашвили: «Такое понимание означает, что свобода производит только свободу, а не является каким-либо предметом, который производил бы какие-то другие предметы. Тем самым она оказывается условием всех других человеческих деяний – в той мере, в какой они человеком осуществимы» [Там же].

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв