Просмотров 343
На наш взгляд атеизм, как протестная форма мировоззрения по отношению к религии и церкви может появиться только в таких религиозно-культурных традициях, где присутствует в качестве одной из важнейших мировоззренческих основ представление о личностной свободе человека. Атеизм возникает как своего рода антитезис по отношению к утверждению идеи единого Бога именно исходя из традиции христианской религии и культуры. Это происходит благодаря тому, что именно христианство содержит в себе представление о едином всемогущем Боге, против которого и направлен протестный пафос атеизма. Кроме того, именно в христианстве, как ни в какой другой религии, благодаря образу Богочеловека Иисуса Христа отчётливо выражена идея человеческой личности, «внутреннего человека» как средоточия изначальной и не отчуждаемой никем свободы.
Говоря о проблеме человека в системе сакральных ценностей, мы должны отметить, что сакральное является априорным началом по отношению к человеческой природе. В душе каждого человека сакральное начало даёт знать о себе далеко не всегда в форме ощущения благодати. Укоры совести, чувство вины, ощущение неполноценности – все это также является проявлением априоризма сакрального по отношению к сознанию и чувствам человека. Сакральное начало проявляется в жизни каждого человека, каждого народа и всего человечества в целом, поскольку, согласно своей природе, душа человека изначально тяготеет к вечному и всечеловеческому, Абсолютному божественному началу. Именно в этом смысле нужно воспринимать известную фразу относительно того, что «душа по своей природе христианка». Здесь речь идёт не столько о конкретной религии, сколько об изначальной устремлённости души к сакральному началу. На этом пути она должна пройти длительные испытания, соответствующие инициации, которые требуют колоссальной внутренней работы над собой. Как сказал поэт Н. Заболоцкий: «Душа обязана трудиться».
Однако далеко не всегда душа человека достигает истинно сакрального начала, а человек далеко не всегда обретает подлинность своего существования и его смысл. Заложенные внешними условиями человеческого существования в «большом и чуждом мире» повседневные заботы и трудности, «леность» разума и сердца, необузданная гордыня могут заблокировать изначальные устремления души к сакральному началу. Всё это приводит к тому, что нередко многие серьёзные и хорошие начинания в конечном счёте могут потерпеть крах и даже привести к негативным последствиям не только для конкретных индивидуумов, но и для целых народов.
01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.