Просмотров 325

В отличие от постмодернизма с его признанием равнозначности всего и вся, христианское религиозное мировоззрение формирует упорядоченную, иерархическую систему ценностей, высшей среди которых является святость, святыня. Святость выступает как предельная ценность, которая рассматривается религиозным сознанием как данная свыше. В то же время её достижение предполагает огромные усилия со стороны самого человека. Эти усилия связаны с обузданием человеком инстинктов, подчинением своих эмоций, искоренением собственных недостатков. Путь святости тесно связан с достижением подлинной духовной свободы человека. Пророк Мухаммед после захвата Мекки говорил о том, что после «малого джихада», представляющего войну с «неверными», мусульмане должны идти на «большой джихад», который выражается в обуздании собственных чувств и искоренении собственных пороков. Достижение святости, с религиозной точки зрения, связано, с одной стороны, с исключительным напряжением душевных и духовных сил человека в его служении Богу и Добру, а с другой – с божественной благодатью, которая нисходит на человека свыше и преображает его личность. Именно признание святым, канонизация, с позиций христианской религии, является наивысшей оценкой деятельности человека. Поэтому «святая воля» выше, чем просто «добрая воля». А «святое творчество» всегда стоит выше творчества прекрасного [3, с. 114 – 115].

Святость обладает качествами, присущими Абсолюту. Её переживание связано с присутствием в человеке Абсолютного, Божественного начала. Переживание святости происходит через любовь, душевный трепет и восхищение. Приобщение к вечному духовному началу идет через сакрализацию, которая является главным вектором движения в любой религии. Даже если религия представляет собой примитивный анимистический культ, она, тем не менее, всё равно несёт в себе какие-то представления о сакральном начале, побуждающие человека подняться над суетой повседневности и, в какой-то мере, приобщиться к чему-то более высокому. Святость является высшим проявлением сакрального начала в христианстве, где, по сравнению с другими национально-государственными и даже мировыми религиями, огромное значение имеет представление о святых праведниках, о святых личностях. Во всех монотеистических религиях существует представление и об абсолютной святости, которую олицетворяет единый Бог.

Святость считается высшей ценностью в религиозной аксиологии. В христианстве, в первую очередь, святостью обладает не сакральный предмет и даже не сакральная идея, а именно личность. В этом плане следует подчеркнуть принципиальное различие, существующее между христианством и буддизмом. В буддизме конкретная личность Гаутамы Будды не является чем-то исключительно важным и значимым, поскольку будды появляются в различных временных циклах с некоторой периодичностью. Они были и до Сиддхартхи Гаутамы, и будут после, как, например, Майтрейя – Будда будущего. Буддисты почитают, прежде всего, учение Гаутамы, а не его личность. Именно оно носит для них сакральный характер. В христианской религии, наоборот, живая личность в лице Христа является средоточием святости, хотя христиане чтят и «святые мощи», и «святые иконы», и «святое писание». Однако они мыслятся не просто как отдельные сакральные предметы или идеи, а именно как продолжение святой личности.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв