Просмотров 342
В. М. Шелюто
В основе современного западного мировоззрения лежат ценности, которые в общественно-политической и юридической литературе часто именуются как «общечеловеческие». Эти ценности неразрывно связаны с традицией гуманизма. Само слово «гуманисты» стало применяться впервые по отношению к мыслителям эпохи Возрождения, провозгласившим именно человека высшей ценностью. Основы мировоззрения этих мыслителей были сформированы не столько христианской теологией эпохи Средневековья, сколько античной философией, к которой обратились гуманисты в поисках ответа на вопрос о том, что такое человек и как возможны его отношения с существующим миром. Видными гуманистами эпохи Возрождения являлись такие выдающиеся итальянские мыслители, как Э. С. Пикколомини, М. Фичино, Л. Валла, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно и другие. Позиции этих мыслителей в отношении религии и церкви и связанных с ними сакральных ценностей католицизма существенно отличались друг от друга, как отличалась и их личная судьба. Так, Энео Сильвио Пикколомини стал римским папой под именем Пия ІІ, а утверждавший существование множества миров Джордано Бруно был преследуем католической церковью и, в конце концов, был сожжён как еретик на Кампо ди Фиоре. Однако, несмотря на их личные биографии, всех мыслителей-гуманистов эпохи Возрождения объединял антропоцентризм в трактовке отношений между человеком, Богом и миром. В дальнейшем термин «гуманизм» стал применяться и в отношении мировоззрения других исторических эпох, прежде всего эпохи Нового времени. В частности, гуманизм стали связывать с атеистически настроенными мыслителями французского Просвещения. Для И. Канта вопрос о том, что такое человек, являлся исключительно важным и итоговым по отношению к вопросам «Что я могу знать. Что я должен делать. На что я могу надеяться».
01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.